Греция: долг последней надежды

Европейская помощь Афинам будет достаточна в том случае, если в стране найдется политическая воля, готовая выполнять договоренности.


Одобрение плана по финансовой поддержке Греции вызвало не столько волну радости, сколько вздох облегчения. Несколько месяцев жесточайшего торга, кульминацией которого стали затянувшиеся до рассвета двенадцатичасовые переговоры в Брюсселе, привели к одобрению соглашения, отличающегося от внесенного на рассмотрение скорее в деталях, чем по сути. Собственно, все участники процесса действуют без особого желания: либо из принципа (лидеры ЕС), либо от страха (МВФ и банкиры), либо, наконец, из-под палки (сама Греция). Малоаппетитный и максимально публичный процесс принятия решений — обмен ультиматумами между Грецией и Германией, драматическое голосование в парламенте, прерывания переговоров — все это отвлекало от главного вопроса: насколько реализуемы принятые решения?

На первый взгляд, план вполне рабочий. Сокращение расходов и реструктуризация долга (государства и госкомпаний) должны облегчить положение Греции. Долговая нагрузка снизится с 160% до 130% через списание более чем половины частного долга и рассрочку его на 30 лет по льготным ставкам. (Подобная схема, правда, со списанием двух третей долга, была принята в отношении России в 2000 году.) Очевидный риск состоит в том, что почти все программы такого сорта хорошо решали долговые проблемы и даже обеспечивали восстановительный рост, но только в условиях хотя бы частичной девальвации. Греция отказывается от такой возможности, и в ее отсутствие не просматривается источников роста. При этом чувствительность греческой экономики к сокращаемым бюджетным расходам остается крайне высокой.

Не до конца понятны точные сроки предоставления помощи. Как принято в таких случаях, они обусловлены исполнением Грецией своих обязательств по сокращению рабочей силы и бюджетных расходов. Первый транш, переведенный уже в этом месяце, составит всего €13 млрд. Оставшаяся финансовая поддержка может быть приостановлена в любой момент, если Греция откажется или просто не сможет выполнять программу жесткой экономии. Внешнее управление было отвергнуто по политическим мотивам, а способность греческой администрации хотя бы минимально собирать налоги далеко не очевидна.

Также не решена системная проблема структуры еврозоны — бюджетная независимость вкупе с единой монетарной политикой. Подписанные в декабре соглашения пока остаются декларативными, их реализацию может сбить очень многое (например, вероятная победа социалистов во Франции). Участники процесса хорошо понимают, что проблемы Португалии еще могут быть решены имеющимися инструментами, но Италия или Испания уже неподъемны для Европейского фонда финансовой стабильности и других институтов.

Судьбы банков Греции и возможность распространения кризиса на другие банки также вызывают большие вопросы, многое зависит от конкретных условий выделения помощи. Спрос на среднесрочное фондирование от ЕЦБ, предъявленный на аукционе 29 февраля, будет очень важен для оценки реальных дыр на балансах европейских банков.

В итоге предложенный пакет помощи выглядит достаточно адекватным при наличии у властей Греции политической воли для выполнения условий кредиторов. Однако она может быть подорвана в результате приближающихся выборов и увеличения влияния радикалов на экономическую политику. Излишняя настойчивость в обеспечении интересов кредиторов в мировой истории неоднократно оборачивалась большими потерями. Жесткие условия договоренностей с условным Керенским могут привести к тому, что дело иметь придется с лениными, в принципе отрицающими царские долги.






Автор:  Антон Табах, Старший аналитик по долговому рынку «Уралсиб Кэпитал»
Источник: www.forbes.ru

22 Февраля 2012 15:51
Версия для печати
поделиться...

Стань успешным

инвестором

Рейтинг акций
Магнит8.84
Соллерс8.60
МТС8.58
АФК "Система"8.46
Армада8.38
М-Видео8.34
Лукойл8.32
МегаФон8.27
Рейтинг акций компаний