Какой счет?

Какой счет?

Сегодня без преувеличения можно сказать, что мобильные операторы вступают на новый этап развития.

Снижение прибыльности бизнеса вынуждает операторов мобильной связи вводить жесткие меры экономии.

 Российский рынок мобильной связи вступает в стадию зрелости. Уровень проникновения сегодня практически вдвое превышает число жителей нашей страны — 226 млн номеров. В то же время в I квартале нынешнего года впервые в истории российского рынка мобильной связи было зафиксировано снижение общей абонентской базы (на 2 млн абонентов, по данным AC&M). Значительное уменьшение числа абонентов наблюдалось в квартале у МТС, «ВымпелКома» и «МегаФона», в то время как Tele2 и региональные игроки сумели показать положительный прирост, говорится в отчете AC&M.

Лихорадочный процесс привлечения абонентов сводит к нулю приращенную выручку и подразумевает значительную себестоимость продаж для мобильных операторов. Несмотря на то что операторы уже давно пытаются очиститься от «мертвых душ», например, путем смены учетной политики и оптимизации затрат на продвижение через розничные сети, сделать это сразу у них не получается.

Сегодня без преувеличения можно сказать, что мобильные операторы вступают на новый этап развития. Его характерными особенностями является удешевление услуг мобильной связи со смещением акцентов в сегмент передачи данных, а также явная направленность на повышение эффективности бизнеса. Первым игроком «большой тройки», открыто объявившим о смене приоритетов в сторону эффективности и снижения затрат, стал «МегаФон». Участники рынка говорят, что и другие операторы предпримут аналогичные меры. «Мы будем работать над ростом выручки и повышением прибыльности бизнеса», — прокомментировала ситуацию руководитель службы корпоративных коммуникаций «ВымпелКома» Мария Винник.

За последние годы у всех крупнейших операторов снизилась маржа EBITDA, что является определенным сигналом для инвесторов. По мнению аналитиков, для повышения рентабельности компаниям необходимо сократить отток абонентов, снизить операционные затраты и улучшить соотношение цены и качества для своих продуктов.

Времена, когда купить сим-карту можно было, грубо говоря, в придачу к банке пива, безвозвратно ушли. Операторы начали проводить более жесткую политику. В частности, они перестали выплачивать фиксированную комиссию салонам сотовой связи за проданные номера. На смену этой модели пришла выплата определенной части дохода от подключенных абонентов в течение полугода с момента продажи номера.

Идти на жесткие меры экономии операторов вынуждает падение прибыльности бизнеса. Например, у «ВымпелКома» и «МегаФона», по данным AC&M, рентабельность снижалась в течение шести кварталов подряд (с 43% до 37% и с 44% до 39% соответственно), и восстановить ее удалось только в I квартале нынешнего года. Маловероятно, что фондовый рынок и акционеры смирятся с падением рентабельности EBITDA ниже 40% в долгосрочной перспективе, говорят аналитики. Тем более что это грозит операторам «большой тройки» снижением рыночной доли.

Например, четвертый в России по величине сотовый оператор — Tele2 — догоняет «большую тройку» по маржинальной доходности бизнеса, а в некоторых регионах уже обгоняет конкурентов. В 2011 году показатель маржи EBITDA у компании составил 39% против 43% у МТС (в настоящее время лучший показатель в отрасли). Правда, в отличие от монстров рынка, компания Tele2 начала активную экспансию сравнительно недавно. По данным самой компании, ее маржа EBITDA в «зрелых регионах», куда она пришла в начале нулевых, уже обгоняет соответствующие показатели конкурентов — 49% против 42—43%. При этом интересно, что этот оператор ориентирован на низкоценовой сегмент рынка, в котором доход на одного абонента (ARPU) априори ниже.

Если в 2010 году доход Tele2 от одного абонента составил 216 рублей, то в 2011-м — уже 221 рубль. Этот рост в основном обеспечивают голосовые услуги. Но компания развивает и другие сервисы. Сегодня число пользователей мобильного интернета среди абонентов Tele2 превысило 40%, что соответствует уровню «большой тройки». При этом в январе—апреле нынешнего года увеличение числа пользователей интернет-услуг составило 12% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Отечественные пользователи услуг сотовой связи, особенно в регионах, весьма чувствительны к ценам, в результате чего меняют «симки» достаточно часто. Приход в регион нового игрока с лучшим ценовым предложением зачастую приводит к бегству потребителей от его конкурентов. Так, в частности, происходило в течение последних трех лет после прихода Tele2 в 17 новых регионов России. По мнению экспертов, выход на рынок игрока, способного предоставлять более дешевые и приемлемые по качеству услуги, подстегивает развитие конкуренции и позитивно отражается на кошельках потребителей. По данным исследования отраслевого аналитического агентства ComNewsResearch, затраты жителей одного из относительно новых для Tele2 регионов — Краснодарского края — на сотовую связь в 2008 году (до запуска сети в ноябре 2009 года) были одними из самых высоких в России, тогда как в 2009 году стали одними из самых низких.

В рыночной нише дискаунтера оператор Tele2 традиционно силен. «В России работа в низкоценовом сегменте также позволяет им (Tele2. — «Профиль») привлекать абонентов с невысоким уровнем дохода. Сейчас компания реализует стратегию предоставления услуг с лучшим соотношением цены и качества, ориентируясь на дальнейший рост абонентской базы», — считает аналитик Telecom Daily Денис Кусков.

Сегодня на долю российской «дочки» приходится более 60% абонентской базы и 30% выручки всей группы Tele2 (базируется в Швеции), и эти цифры продолжают расти. По данным AC&M, доля оператора на российском рынке мобильной связи составляет 9%. При этом в регионах, где работает компания, этот показатель превышает 30%. «У Tele2 есть определенный потенциал роста — за счет как территориального расширения, так и повышения эффективности работы с действующими абонентами», — считает партнер AC&M Consulting Антон Погребинский.

В основе постоянно растущих операционных показателей российской Tele2 — жесткая экономия на издержках. Кроме того, большое внимание уделяется производительности труда. Например, один сотрудник компании обслуживает в среднем в 2—3 раза больше абонентов, чем его коллега в других российских сотовых компаниях. Данный показатель коррелирует с выручкой на одного работника, которая также в 2—3 раза превосходит аналогичные показатели операторов «большой тройки».

Компания использует эффект от масштаба на фоне динамичного роста. Так, с 2009 года расходы Tele2 на обслуживание одной базовой станции, или, иначе говоря, сотовой вышки, сократились на 20%, в то время как тарифы на аренду земли и электроэнергию в целом по стране заметно выросли. За два с половиной года компании удалось на 30% снизить соотношение административных затрат к выручке. Наибольшей экономии в Tele2 добиваются благодаря оптимизации бизнес-процессов (например, технический и финансовый блоки выделены в специализированные центры, которые базируются в регионах).

Основная статья расходов для мобильного оператора — затраты на строительство сетевой инфраструктуры. Здесь невозможно просто урезать бюджет и отказаться от новых проектов. Число абонентов Tele2 растет, поэтому оператору нужно увеличивать емкость сети и развивать географию покрытия.

Но, оказывается, и в строительстве сети можно добиться многого с меньшими капитальными затратами. Как известно, Tele2 предпочитает арендовать магистральные каналы, а не строить их. Компаний, предоставляющих такие услуги, достаточно, а стоимость аренды постоянно снижается. «В основе нашей бизнес-модели лежит эффективность во всем, в каждом проекте. Именно это позволяет компании обеспечивать наилучшую в отрасли возвратность инвестиций и постоянный рост капитализации», — говорит президент «Tele2 Россия» Дмитрий Страшнов.

Оптимизация структуры финансирования происходит в рамках всей группы компаний Tele2. Недавно акционерами компании было принято решение задействовать дополнительные формы финансирования на внутреннем рынке. В результате «дочке» шведского оператора удалось разместить рублевые облигации на 26 млрд рублей по ставке 8,7% годовых. Как говорят участники долгового рынка, это весьма неплохо при нынешней конъюнктуре. Притом агентство Fitch, присвоившее выпуску облигаций Tele2 рейтинг на уровне BB+, рассматривает его как самостоятельный, без какой-либо поддержки со стороны материнской группы, что еще раз свидетельствует о положительной оценке перспектив бизнеса Tele2 в России.


Автор: Сергей Добрынин
Источник: журнал
Профиль

0 0 голоса
Article Rating
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии







Все материалы на сайте Баффетт.РУ носят исключительно информационный характер, не являются офертой и не могут быть восприняты как рекомендации или призыв к действию с нашей стороны. Финансовые рынки несут высокие риски и любые торговые операции должны быть тщательно обдуманы.




26 июня 2012 12:10
поделиться...
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x