Новый брокер - Сбербанк

После затянувшейся на несколько лет подготовки Сбербанк наконец-то запустил услугу интернет-трейдинга. Конкуренты спокойны: неповоротливость и бюрократизм помешают ему в борьбе за инвесторов.

 

С 1 июля Сбербанк официально предлагает доступ на биржевой фондовый рынок через интернет. До этого клиенты могли подавать заявки на покупку и продажу ценных бумаг только «с голоса» - по телефону или при личном посещении любого из отделений, занимающихся брокерским обслуживанием (в Москве таких всего 14). Но неофициально «Сбер» опробовал услугу несколько раньше: ей успели воспользоваться 350 клиентов.


Банк решил не идти по проторенной дорожке, внедряя уже готовые программные продукты для интернет-трейдинга, такие как Quik или Transaq. О том, что разработка собственной торговой платформы слишком затянулась, его менеджер сетовал еще в середине 2006 года. И вот наконец, три года спустя, премьера состоялась. Теперь клиенты смогут заключать на ММВБ сделки с акциями, облигациями, инвестиционными паями и госбумагами через систему под названием Focus IVonline. Правда, маржинальные займы, в которых заинтересована львиная доля биржевых игроков, по-прежнему не предоставляются. Не предусмотрен и доступ на срочный рынок РТС.

Располагая широчайшей региональной сетью, «Сбер» мог бы стать очень серьезным конкурентом для интернет-брокеров в борьбе за обслуживание россиян, проявляющих в последние годы все больший интерес к рынку ценных бумаг. К тому же, именно через него приобретала акции масса участников народных IPO как при размещении самого банка, так и «Роснефти» и ВТБ24. Многие пакеты до сих пор хранятся в депозитарии «Сбера», и все эти граждане являются потенциальными клиентами в рамках брокерского обслуживания. Но многие уверены, что в сегменте интернет-трейдинга банк вряд ли займет заметное место. Чтобы добиться успеха на фондовом рынке, нужно быть гибким, динамичным, амбициозным – а этих свойств явно недостает.

С бюрократичностью Сбербанка столкнулись даже при работе над этим текстом. Несколько уточняющих вопросов о новой услуге, заданные через пресс-службу, остались без ответов. Их подготовка растянулась не несколько дней, когда же этот трудоемкий процесс подошел к концу, выяснилось, что перед отправкой журналисту все комментарии еще должен прочитать какой-то менеджер, который как раз находится в отпуске.

«Сбер» пока не может противопоставить своим недостаткам и важный козырь в любой конкурентной борьбе – тарифы. Например, для московских отделений предусмотрен тарифный план, который явно не является демпинговым. Ставка зависит от дневного оборота, и, например, при объеме сделок от 500 тыс. до 1 млн рублей она составит 0,2% (у ВТБ24 – 0,04% на тарифном плане «Универсальный», у «Финама» - 0,0295% на «Минимальном дневном»). Если сделок заключено на сумму от 10 млн до 25 млн рублей, то «Сбер» взимает 0,03% (ВТБ24 – 0,023%, «Финам» - 0,0177%).


КОММЕНТАРИИ

Борис Соловьев, заместитель генерального директора ГК «Алор»:

- Думаю, что Сбербанк не только не войдет в число крупнейших розничных брокеров, но и в принципе не будет к этому стремиться. Брокерский бизнес для него является непрофильным, и доходы от этого направления, даже если банк попадет в списке лидеров брокерского обслуживания населения, окажутся лишь каплей в море. Косвенно о верности этого предположения свидетельствуют тарифы Сбербанка на оказание брокерских услуг. Они значительно выше, чем ставки многих «классических» розничных брокеров. Следовательно, активный спекулянт выберет фондового посредника с лучшими тарифами – а именно спекулянт приносит брокерской компании основную долю комиссий.

С такими тарифами, которые предлагает Сбербанк, могут работать инвесторы, покупающие бумаги на длительный срок и совершающие незначительное количество сделок. Поэтому введение банком системы интернет-трейдинга, скорее всего, преследует в первую очередь цель удовлетворить интерес таких инвесторов и снизить издержки при совершении ими биржевых операций. Можно также отметить, что система интернет-трейдинга, предлагаемая Сбербанком, неизвестна большинству трейдеров.

Думаю, что и развитая филиальная сеть не станет преимуществом в борьбе за клиента. Методика привлечения населения на брокерское обслуживание существенно отличается от методики привлечения средств во вклады либо на другие финансовые услуги. Немаловажную роль для интернет-брокеров играет наличие обучающих программ – как для тех, кто только хочет попробовать самостоятельно торговать ценными бумагами, так и для тех, кто уже добился на этом рынке определенных успехов. Практически все крупнейшие брокеры постоянно проводят работу по повышению квалификации своих клиентов, стремясь увеличить их заработок. Уже прошли времена, когда клиенту нужен был только доступ к биржевым торгам – теперь при выборе брокера все большее внимание уделяется наличию в компании линейки сопутствующих услуг и сервисов.

В подавляющем большинстве крупных и средних городов работают представительства или агенты московских брокеров либо региональные компании. И развитие рынка брокерских услуг сдерживается не недоступностью посредников, а слабой экономической грамотностью наших сограждан и низким уровнем доходов. И вот тут Сбербанк, если он действительно решит бороться за частного инвестора, может оказать неоценимую услугу инвестиционному рынку России, способствуя повышению грамотности благодаря своим огромным финансовым возможностям и репутации самого надежного банка.


Евгений Волков, руководитель направления брокерских продаж ФЦ «Инфина»:

- Несмотря на наличие широкой филиальной сети, Сбербанк не сможет войти, во всяком случае в ближайшую пару лет, в число лидеров по брокерскому обслуживанию через интернет. В сегменте интернет-трейдинга много сильных игроков, которые давно поделили этот рынок. Чтобы потеснить их, нужно иметь более гибкую политику, а Сбербанк пока не может этого добиться. Он является розничным банком, и брокерское обслуживание никогда не было его сильной чертой. Кроме того, интернет-трейдинг требует быстрой и четкой работы техники и техников. Достаточно зайти в отделение Сбербанка и посмотреть, как там часами может «висеть» система по приему коммунальных платежей или по обслуживанию вкладов, и становится понятно, что этой кредитной организации надо еще много работать, чтобы доказать, что участники интернет-торговли могут смело на нее положиться.


Алексей Серов, начальник аналитического отдела ИК «Файненшл Бридж»:

- На мой взгляд, Сбербанк решил податься в сегмент интернет-трейдинга поздновато, поскольку сейчас проводить агрессивную экспансию будет намного труднее, чем в начале «нулевых» годов, когда этим бизнесом начали заниматься банки, работающие в рознице, и крупные инвесткомпании. Момент уже упущен, кроме того, и конъюнктура фондового рынка этому явно не способствует. Многие пытались и пытаются (без экстраординарных успехов) освоить нишу интернет-трейдинга, в которой уже есть свои лидеры. Учитывая, что большая часть частных инвесторов все равно проживает в городах-миллионниках, где «поляна» давно поделена, Сбербанку будет трудно сразу сделать бизнес окупаемым, даже несмотря на серьезную филиальную сеть. Люди, которые регулярно ходят в «Сберкассу», и те, кто торгует на фондовом рынке, несколько отличаются по ментальности. Поиск и привлечение вторых будет стоить дороже. Не факт, что такие инвестиции окупятся, поскольку гарантий роста популярности интернет-трейдинга тоже нет. Все, кто хотят, уже торгуют (и делают это, как правило, на деньги, которые могут позволить себе потерять). А количество желающих начать торговлю сейчас минимально. Наконец, у нас в стране есть масса населенных пунктов, где присутствует Сбербанк, но у населения нет доступа в интернет, поэтому филиальная сеть - не такой уж сильный козырь. В то же время появление нового игрока на рынке может сыграть на руку самим инвесторам, поскольку рост конкуренции в сегменте благоприятно скажется на тарифах и условиях работы.



Источник: журнал Финанс

Автор: Олег Мальцев


7 Июля 2009 01:00
Версия для печати
поделиться...

Стань успешным

инвестором

Рейтинг акций
Магнит8.84
Соллерс8.60
МТС8.58
АФК "Система"8.46
Армада8.38
М-Видео8.34
Лукойл8.32
МегаФон8.27
Рейтинг акций компаний