С чем Facebook встретил годовщину IPO?

2RTR328RO.jpg

Компания так и не оправдала ожидания инвесторов, а ее проблемы — тревожный сигнал для перспектив всей Кремниевой долины.


Прошел ровно год со дня, когда Марк Цукерберг позвонил в колокол на территории головного офиса Facebook в честь старта торгов акциями компании на бирже NASDAQ. Вместе с главой соцсети это событие отмечали операционный директор Шерил Сэндберг и улыбающийся Роберт Грейфелд, глава NASDAQ, по случаю надевший простую футболку в соответствии с корпоративными традициями Facebook. События, которые последовали за праздником — от технических ошибок торговой площадки и подозрений в инсайде до драматичного падения стоимости бумаг (на пике акции подешевели вдвое по сравнению с ценой размещения), порядком подпортили репутацию самого долгожданного IPO последних лет.

С осени 2012 года Цукерберг и команда засучив рукава принялись исправлять ситуацию. Для финансового камбэка соцсети понадобилось принципиально изменить вектор развития и запустить кампанию по повышению своей рыночной стоимости. Для доказательства перспектив проекта менеджмент сфокусировался на вопросах монетизации сервисов Facebook. Результат не заставил себя ждать: к концу января-2013 акции поднялись к отметке в $32 за штуку и торговались с вполне сносным 15-процентным дисконтом к цене размещения. Сэндберг уже могла себе позволить отвлечься на презентацию своего манифеста корпоративного феминизма, SEC утвердила план NASDAQ по компенсации потерь брокеров из-за IPO соцсети на $62 млн, а один из первых инвесторов Facebook Питер Тиль, чуть было не распродавший весь свой пакет, с новой силой поверил в будущее компании. Система Facebook заработала. Рынок заговорил о втором пришествии детища Цукерберга.

Но спустя всего несколько месяцев от январского оптимизма не осталось и следа.

2013 год не оправдал ожиданий Уолл-стрит: котировки Facebook остаются волатильными и слабо предсказуемыми. Со 2 мая акции подешевели почти на 10%, в четверг закрывшись на отметке в $26,13. Это почти на 30% меньше цены в день IPO в $38. Возрождение соцсети снова откладывается.

Facebook -- не единственная ключевая для Кремниевой долины компания, разочаровавшая инвесторов за прошедший год. Так, акции Apple просели на 20% в 2012-м, а на сегодня по сравнению с сентябрьским пиком – на все 38%. Но производитель iPhone был «золотой жилой» для всего инвестиционного сообщества на протяжении целого десятилетия. А вот на Facebook серьезно заработать удалось лишь нескольким венчурным и хедж-фондам, а также структурам Алишера Усманова. Особенно символично проблемы соцсети выглядели на фоне общего рыночного бума, дивиденды из которого извлекли многие конкуренты компании. Та же Google за 2012 год прибавила в стоимости 45%.

Анализ неудач Facebook легко экстраполируется на всю бизнес-модель резидентов Кремниевой долины. Столица американских и мировых инноваций стремительно теряет лоск. И провальные IPO самых ажиотажных проектов – Facebook, Zynga и Groupon – не единственная тому причина. Немаловажно общее разочарование рынка в венчурных фондах, которые за редким исключением не приносят должного уровня возврата инвестиций. «Новой Apple» Уолл-стрит короновал южнокорейскую Samsung Electronics, а радужные прогнозы о скором превращении интернет-экономики в важный фактор роста американского ВВП и заоблачных показателях производительности труда не спешат сбываться. Вся Кремниевая долина выглядит оторванной от реальности сказочной страной, и даже такие прагматичные авторитеты, как Тиль и Сэндберг, грезят о мире, в котором людям будут платить за отказ учиться в колледже, а рядом с офисами будут строиться ясли, чтобы молодые мамы не уходили в декретный отпуск.

Эти размышления отчасти объясняют биржевые злоключения Facebook. Но где были скептики в мае 2012-го, когда ведущие CNBC объявляли IPO соцсети «новой захватывающей главой для всего американского бизнеса», а Цукерберга – «воплощением американской мечты»? Вряд ли эта мечта сбылась у инвесторов, купивших акции Facebook по $38 за штуку.

Отчетность соцсети за первый квартал 2013 года оказалась лучше прогнозов, но недостаточно хорошей для компании, которая год назад стоила $100 млрд. Выручка выросла на 38% — до $1,46 млрд, но большая часть рекламных доходов по-прежнему приходится на десктопную версию сайта, а не на мобильное приложение. Facebook продолжает мучительный поиск механизмов монетизации. Основные надежды связаны с недавними внедрениями рекламных площадей в новостную ленту пользователей и запуском вариативных моделей сотрудничества для рекламодателей. Соцсеть стремится привлечь крупных контрагентов, способных кратно увеличить выручку компании, и сознательно становится менее доступной для бывших партнеров калибром помельче. Многочисленные тактические рекламные новшества все чаще рискуют вступить в противоречие в интересами пользователей. Цукерберг угрозы недовольства аудитории чрезмерной коммерциализацией соцсети всерьез опасается. Поэтому основатель компании не забывает о новых сервисах для пользователей. Многообещающим выглядит поисковый алгоритм Graph Search, но и он далек от монетизации. Некоторые амбициозные инициативы, вроде проекта мобильной операционной системы Facebook Home, и вовсе близки к провалу.

Facebook не отмахивается от текущих рыночных неурядиц, но настаивает на том, что проблемы носят краткосрочный характер и не могут пошатнуть перспективы компании с аудиторией в миллиард пользователей. Кажется, мы уже слышали эти слова год назад.







Автор: Натан Варди
Источник: www.forbes.ru

20 Мая 2013 13:30
Версия для печати
поделиться...

Стань успешным

инвестором

Рейтинг акций
Магнит8.84
Соллерс8.60
МТС8.58
АФК "Система"8.46
Армада8.38
М-Видео8.34
Лукойл8.32
МегаФон8.27
Рейтинг акций компаний