Как стать пенсионером

Разговор о пенсиях — это во многом разговор о взаимоотношениях между работодателем и наемным работником. Однако цивилизованные отношения между сторонами, обеспечивающие баланс интересов, только-только формируются.

Оказавшись в сложной экономической и демографической ситуации, с 2002 года Россия перешла к распределительно-накопительной системе пенсионного обеспечения, в основу которой положен принцип обязательного пенсионного страхования. Все граждане, принятые на работу, становятся застрахованными лицами, за которых работодатель уплачивает взносы в Пенсионный фонд. Что же изменилось, кроме названия системы пенсионного обеспечения?

На самом деле пенсионная реформа началась вовсе не в 2002 году, а несколько раньше. Если кто помнит, в 1996 году на всех предприятиях бухгалтеры принялись вручать работникам анкеты на получение страхового свидетельства государственного пенсионного страхования. Естественно, у работников это вызвало недоумение и непонимание: зачем это нужно? Какое еще страхование? Как правило, доводы сводились к тому, что «анкеты надо сдать обязательно, а то отчет в Пенсионном фонде не примут». И действительно, отчеты у бухгалтеров не брали до тех пор, пока на них не появлялся штамп отдела персонифицированного учета. Принимая столь действенные меры, территориальные подразделения Пенсионного фонда РФ смогли очень быстро, буквально за один-два года, охватить пенсионным страхованием всех работающих граждан.

Со времени введения персонифицированного учета прошло уже 10 лет, однако приходится признать: «просветительская» сторона пенсионной реформы по-прежнему равна нулю. Большинство российских граждан так и не имеют никакого представления, в чем же состоят изменения пенсионного обеспечения, какую роль играет стаж для размера пенсии и что за письма ежегодно высылает работникам Пенсионной фонд РФ. Даже в отделе кадров своего предприятия сотрудники чаще всего не могут получить исчерпывающую информацию: кадровики до сих пор считают общий трудовой стаж, который уже давно не востребован. В итоге из-за отсутствия полной и достоверной информации складывается ощущение, что пенсионная реформа — «дело темное». Масла в огонь подливают публикации в прессе, в которых пенсионное будущее граждан представляется, в основном, в черном цвете.

Пенсионная реформа как она есть

Принятая концепция пенсионной реформы такова, что теперь только меньшую часть трудовой пенсии платит государство, а большая часть формируется за счет отчислений в Пенсионный фонд, которые производит работодатель на лицевые счета своих работников. Номер индивидуального лицевого счета работника в Пенсионном фонде совпадает с номером, «выбитым» на его страховом свидетельстве. Этот номер присваивается работнику «пожизненно» и ни при каких обстоятельствах не может меняться, в том числе при получении дубликата, смены фамилии и т. д. Причем данные лицевого счета относятся к разряду служебной тайны, неподлежащей разглашению сотрудниками Пенсионного фонда.

В основу начисления пенсии положено понятие «страховой стаж». В страховой стаж включаются периоды работы или иной деятельности, проведенные на территории Российской Федерации гражданами при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд.

Чтобы выйти на пенсию, по новому законодательству, вовсе не обязательно работать двадцать лет: достаточно иметь всего пять лет страхового стажа. Раньше размер пенсии соизмерялся с трудовым вкладом гражданина, и вплоть до 1 января 2002 года для расчета пенсий подсчитывался общий трудовой стаж. Сегодня при назначении трудовой пенсии для большинства граждан продолжительность трудовой деятельности не играет ключевой роли. Естественно, период работы до 1 января 2002 года никуда не пропадает и также будет учитываться для назначения пенсии. В законе это называется «конвертацией пенсионных прав».

Страховой стаж —– это не только работа по трудовому договору. В него входит и работа по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг (договор подряда, договор на оказание услуг, авторский договор и др.) В страховой стаж засчитывается также:

  • период прохождения военной службы или другой, приравненной к ней службы;
  • период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;
  • период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;
  • период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства.

Рассчитывается страховой стаж на основании постановления правительства РФ от 24 июля 2002 года № 555 «Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий». Суть этого нормативно-правового акта состоит в том, что готовиться к будущей пенсии предлагается заранее, в идеале — с первого дня трудовой деятельности. На практике это означает, например, что для подтверждения страхового стажа по договору подряда потребуется акт о выполненных работах к этому договору. Дополнительные подтверждающие документы потребуются и тем, кто захочет включить в пенсионный стаж период ухода за ребенком. Именно такие документы сегодня работники все чаще начинают требовать у работодателей, не откладывая на потом, поскольку никто не может поручиться, что фирма «доживет» до того момента, когда нынешнему работнику придет пора выходить на пенсию. Кстати, статья 62 Трудового кодекса прямо обязывает работодателя в течение трех дней выдавать работнику любые документы о трудовой деятельности, в том числе справки по зарплате.

Пенсии разные нужны

Трудовая пенсия состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной.

Базовая часть предназначена для выплаты пенсий нынешним пенсионерам. Эта часть пенсии имеет фиксированный, законодательно определяемый размер, одинаковый для всех пенсионеров. В настоящий момент он составляет 900 рублей, на него не влияет заработок, который был у пенсионера в прошлом. Эта часть трудовой пенсии подлежит индексации в зависимости от инфляции в стране.

Страховая часть пенсии зависит от размера заработной платы работника. То есть, чем выше заработная плата, тем выше страховые платежи, и тем больше будет размер будущей пенсии.

Размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:

СЧ = ПК / Т,

где:
СЧ — страховая часть трудовой пенсии по старости;
ПК — сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости;
Т — количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части пенсии, составляющего 19 лет (228 месяцев).

Расчетный пенсионный капитал — это сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд РФ и пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до начала исчисления пенсий по новому законодательству (то есть до 01.01.2002 года).

С 1 января 2002 года введены обязательные страховые платежи на накопительную часть трудовой пенсии (согласно федеральному закону «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ). Размер этих платежей напрямую зависит от возраста сотрудника — накопительная часть пенсии выделяется только для граждан, родившихся в 1967 году и позже. Взносы на финансирование данной части трудовой пенсии не расходуются на выплату текущих пенсий, как базовая и страховая части пенсий. Они предназначены для инвестирования и получения дополнительного дохода в пользу будущего пенсионера. Эти средства даже учитываются Пенсионным фондом отдельно от пенсионных взносов, перечисленных на страховую часть трудовой пенсии. О накопленной сумме граждан ежегодно информирует ПФР специальным извещением. Причем, согласно законодательству, гражданин может сам выбирать, кому доверить управление своими пенсионными накоплениями. Есть несколько вариантов:

  • формировать накопительную часть пенсии в Пенсионном фонде и при этом выбрать управляющую компанию, которая будет инвестировать накопленные средства (но не любую, а лишь из числа тех компаний, с которыми ПФР заключил договоры доверительного управления);
  • формировать накопительную часть трудовой пенсии в Пенсионном фонде и отказаться от выбора управляющей компании (инвестирование пенсионных накоплений будет осуществлять государственная управляющая компания — Внешэкономбанк);
  • вообще отказаться от услуг ПФР и формировать накопительную часть трудовой пенсии в негосударственном пенсионном фонде (НПФ).
  • отказаться от услуг НПФ и перевести формирование накопительной части трудовой пенсии обратно в ПФР (менять управляющую компанию и НПФ можно ежегодно).

Для граждан, которым пенсия назначается после 1 января 2002 года, важнейшее значение приобретает сумма страховых взносов, отраженных на их индивидуальном лицевом счете. Чем больше сумма этих взносов, тем пенсия будет выше. Вот почему эту модель расчета пенсии обосновывали еще и как один из факторов вывода заработной платы из «тени». То есть: кто-то отработал 25 лет, но получал все это время невысокую заработную плату по бухгалтерским документам, а другой тем временем отработал всего 7 лет, но с зарплатой «белой», так что в итоге будет получать пенсию куда большего размера. Это значит, что фактически размер пенсии никакими пределами не ограничивается. Если у работника по штатному расписанию заработная плата составляет, например, 30 000 рублей, то все платежи будут исчисляться с этой суммы, и пенсионный капитал будет расти день ото дня. Естественно, его размер будет не сравним с накоплениями при заработной плате по бухгалтерским документам, допустим, в 800 рублей. Не менее очевидно, что работа вообще без оформления трудовых отношений с работодателем будет потеряна для будущей пенсии. Вот почему «пенсионный» вопрос постепенно становится все более актуальным в отношениях между работодателями и наемными работниками.

Согласно новому законодательству о пенсиях, уплата страховых взносов возлагается именно на работодателя, который обязан своевременно и в полном объеме делать взносы в бюджет Пенсионного фонда. Если по каким-либо причинам он не выполняет эту обязанность, то работник просто теряет часть пенсии. Страховой стаж, по общему правилу, — это период, когда уплачивались страховые взносы в ПФ. Нет взносов на лицевом счету у работника — нет и части пенсии.

Законодательство о пенсиях имеет и еще одну интересную норму: обязанность «следить» за тем, чтобы работодатель исправно платил взносы в Пенсионный фонд, возлагается не на государство, а на самого работника. Другой разговор, что до сих пор эффективных рычагов воздействия на работодателя, который не начисляет, не выплачивает зарплату, не уплачивает взносы, занижает налогооблагаемую базу и тем самым лишает будущего пенсионера права на обеспеченную старость, — нет.

Впрочем, наемные работники, стремясь проконтролировать поступление денежных средств на свой лицевой счет и убедиться, что страхователь исполнил свои обязанности по уплате взносов, обладают некоторыми правами (статьи 11 и 14 федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ):

  • один раз в год бесплатно получать в органах Пенсионного фонда по месту жительства или работы сведения, содержащиеся в его индивидуальном лицевом счете;
  • бесплатно получать у страхователя копию сведений о себе, представленных страхователем в Пенсионный фонд для индивидуального (персонифицированного) учета;
  • в случае несогласия со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы Пенсионного фонда, включая его Правление, либо в суд;
  • в день увольнения или в день прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому начисляются страховые взносы, получить у страхователя сведения, переданные в Пенсионный фонд для отражения в индивидуальном лицевом счете работника.

И вас накажут!

увеличитьОчевидно, что сегодня обычному гражданину трудно в той или иной мере влиять на решение работодателя уплачивать взносы во внебюджетные фонды своевременно и в полном объеме, а равно платить государству налоги. И все же работодателям следует помнить (и уж как минимум знать) об ответственности.

За нарушение сроков уплаты страховых взносов страхователь обязан выплатить пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная с дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ (сейчас она составляет 11,5%). Пени выплачиваются сверх причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения иных мер ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании.

Кроме того, неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для их начисления, иного неправильного исчисления взносов или других неправомерных действий влечет взыскание штрафа в размере 20% неуплаченных сумм страховых взносов. А то же самое деяние, совершенное умышленно, влечет взыскание штрафа уже в размере 40% неуплаченных сумм.

Наконец, ответственность за уклонение от уплаты налогов и сборов с организации предусмотрена новой редакцией статьи 199 Уголовного кодекса. Уголовное преступление, выражающееся в уклонении от уплаты налогов и (или) сборов путем непредставления налоговой декларации либо путем включения в налоговую декларацию заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, влечет наказания разной степени тяжести вплоть до лишения свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

А по новой статье 199.1 Уголовного кодекса карается неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию и перечислению налогов и сборов в крупном или особо крупном размере. В первом случае можно поплатиться штрафом от 100 до 300 тысяч рублей или лишением свободы на срок до двух лет. Во втором случае штраф доходит до 500 тысяч рублей, а срок лишения свободы — до шести лет.

Никакой самостоятельности

Поскольку платить страховые взносы в Пенсионный фонд обязаны работодатели (организации, индивидуальные предприниматели и др.), то, по общему правилу, гражданин не может добровольно, напрямую вступать в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и самостоятельно «пополнять» свой лицевой счет. Такое право предоставлено только тем гражданам, которые названы в законе. В частности, к ним относятся те, кто самостоятельно обеспечивает себя работой (нотариусы, адвокаты и др.), а также лица, работающие за пределами России (ст. 6, 29 федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ). Дело в том, что объект обложения страховыми взносами и база начисления страховых взносов определяются в соответствии с порядком уплаты единого социального налога, к которому работник не имеет никакого отношения.

Если же работник хочет сам позаботиться о своем пенсионном будущем или если денежные накопления на его лицевом счету незначительны, то он может обратиться к системе многочисленных негосударственных пенсионных фондов. Впрочем, российская публика, наученная горьким опытом деятельности пирамидальных структур, весьма скептически относится к возможности разместить свой пенсионный капитал в негосударственных структурах. Даже при наличии у последних лицензии и других разрешительных документов. В стране до сих пор не сложились традиции активного вовлечения свободных средств и пенсионных накоплений в операции, приносящие доход. А для того чтобы мы, подобно жителям зарубежных стран, доверяли банкам, инвестиционным компаниям и паевым фондам, должно пройти много времени.

Россия на пенсии

Григорий Дегтярев, замдиректора по научной работе Центра исследований и статистики науки Минобрнауки РоссииЧто бы там ни говорили о нашей «дикости», у пенсии в России давняя история. Поначалу отставным чинам, а в случае их гибели на службе — членам их семейств, пенсии предоставлялись в размере части жалованья. Впрочем, законодательства на этот счет не было, все зависело от царской милости. Но уже в Морском уставе, утвержденном Петром I в 1720 году, было указано, что обеспечение вдов и сирот должно быть обязательным. Это положение постепенно было распространено на другие отрасли государственной службы, а в 1827 году Николай I высочайше утвердил Пенсионный устав.

Согласно уставу, все чины гражданского ведомства были разделены на 9 разрядов, и каждому из них присвоен особый пенсионный оклад (от 300 до 4 000 рублей). Пенсия чинов первых двух классов зависела от «высочайшего усмотрения». Размер пенсий остальных определялся местом, занимаемым служащим, и годами выслуги.

35-летняя служба давала право на пенсию, равную окладу по разряду, служба от 30 до 35 лет — на 2/3, а от 20 до 30 лет — на 1/3 оклада.

В 1850 году были представлены основания нового Пенсионного устава. Отмечалось, что недостатки прежнего Устава кроются в неверном понимании слова «пенсия»: она была милостью, даруемой правительством, и право на нее каждого служащего не предусматривалось. В 1853 году Пенсионный устав изменили. Срок выслуги пенсии был определен двоякий — 25- и 35-летний. Первый давал право на пенсию в половинном окладе, а второй — в полном.

Вообще в дореволюционной России исторически сложились и развивались три пенсионные модели:

  • эмеритальная («эмерит» — выслуга, заслуга);
  • модель, действующая в соответствии с принципами страхования;
  • сберегательно-вспомогательная модель.

Денежные средства эмеритальной кассы являлись неприкосновенной собственностью участников. К ее доходам относились проценты с неприкосновенного капитала и вычеты из жалованья участников. Право на пенсию определялось продолжительностью выслуги при непременном условии участия в кассе в течение определенного числа лет. Правом на пенсию можно было воспользоваться после отставки или во время службы без содержания. Права вдовы и детей на эмеритальные пенсии открывались: смертью участника, лишением его всех прав состояния, при безвестном его отсутствии или пострижением его в монахи. Размер пенсий обуславливался пенсией, причитающейся из государственного казначейства, числом лет, в течение которых производились платежи в эмеритальную кассу, а также продолжительностью всей службы.

Эмеритальные кассы создавались для отдельных ведомств, но были тесно связаны с общим Пенсионным уставом. В принципе, эмеритальные выплаты не представляли достаточного обеспечения для пенсионеров. На них смотрели как на прибавку к пенсии от государственного казначейства.

В блестящих оборотах эмеритальной кассы никто не усматривал начала ее расстройства, так что при принятии решения о присоединении к кассе новых участников никем не возбуждался вопрос: а не принесут ли они существенные траты, не следует ли пропорционально их числу увеличить основной капитал? К концу 1890-х годов финансовое положение эмеритальной кассы стало ухудшаться. Вот тут-то проверочная комиссия кассы военного ведомства и заявила, что добровольные участники особенно не выгодны, и предложила сократить число учреждений и должностей, имевших право на участие в эмеритальной кассе. Комиссия предложила взимать дополнительный 8-процентный вычет с содержания участников кассы (сверх прежних 6%) или ограничиться 3% при условии отмены пенсий лицам, участвовавшим в эмеритальной кассе менее 20 лет.

Но Александр III признал обременительным для офицеров установление каких бы то ни было дополнительных вычетов. Были лишь отменены пенсии лицам, участвовавшим в эмеритальной кассе менее 20 лет. Возникли значительные трудности с доходностью эмеритального капитала.

Пенсионные кассы страхового типа успешно развивались на частных и казенных железных дорогах. Затем Министерство путей сообщения (МПС) предложило учредить одну общую пенсионную кассу для всех железнодорожных служащих. В 1894 году был утвержден устав касс под наименованием «Положение о пенсионной кассе служащих на казенных железных дорогах». Обязательные вычеты с участников кассы производились в следующих размерах:

  • при первоначальном вступлении в кассу — в размере 6% годового содержания с рассрочкой взноса на двенадцать месяцев;
  • ежемесячно — в размере 6% месячного содержания;
  • при получении наград — в размере 10% их стоимости;
  • при увеличении оклада содержания — в размере утроенной разности месячного нового и старого окладов, с рассрочкой взноса на три месяца.

В 1911 году МПС выдвинуло инициативу об организации единой сберегательно-вспомогательной кассы. Предполагалось выдачи из этой кассы производить в виде единовременно уплачиваемых сумм, заменяемых пенсиями лишь по желанию самих служащих.

Внесенным проектом предлагалось сохранить взносы самих участников в размере 6% получаемого ими содержания, но повысить приплаты казны от 3 до 4,5%. После поступления в кассу участники не имели права отказаться от участия в ней. При оставлении службы им или членам их семейств (вдовам и сиротам) выдавались денежные пособия. Из сберегательно-вспомогательных касс пособия выдавались единовременно, из пенсионных касс — единовременно или в виде пожизненных пособий (пенсий). Размеры пособий определялись в зависимости от продолжительности службы участника кассы или степени его неспособности к труду сообразно сумме, образовавшейся на его личном счете. При назначении пенсий принимался во внимание и возраст лица.

Пенсии участникам кассы, в том числе и добровольным, назначались в следующих размерах:

  • по выслуге не менее 15 лет — 1/2 оклада содержания, с которого произведены обязательные 6-процентные вычеты за последний перед назначением пенсии год службы;
  • по выслуге не менее 20 лет — 3/4 этого оклада;
  • по выслуге не менее 25 лет — полного оклада.

Автор: Людмила Французова , опубликовано в журнале "Бизнес-журнал" №15 от 01 Августа 2006 года.


1 Апреля 2007 00:00
Версия для печати
поделиться...

Стань успешным

инвестором

Рейтинг акций
Магнит8.84
Соллерс8.60
МТС8.58
АФК "Система"8.46
Армада8.38
М-Видео8.34
Лукойл8.32
МегаФон8.27
Рейтинг акций компаний