Кризис закончится, когда мы начнем тратить

Общественная палата РФ считает важным заставить людей поверить в антикризисные меры правительства и побудить их к покупке товаров длительного пользования. Но граждане предпочитают ничего не знать об антикризисных действиях, а в качестве личного способа спасения от кризиса сокращают расходы.


Доверие к действиям чиновников поможет поднять экономику

На прошлой неделе члены Общественной палаты России в рамках проекта «Общественный мониторинг кризиса» обсуждали меры противодействия экономическому спаду. По данным мониторинга, большинство экспертов региональных общественных палат посчитали деятельность федерального правительства по преодолению кризиса и его социальных последствий «продуманной и правильной».

Эксперты хотят, чтобы население тоже поверило в действия властей. «Мониторинг показал, что сегодня на повестке дня один вопрос – борьба за доверие», – сказал член Общественной палаты, экономист Иосиф Дискин в ходе слушаний (цитата по РИА Новости). По его мнению, если люди поверят в эффективность действий властей, то начнут покупать товары длительного пользования – автомобили и жилье, что будет содействовать выходу из кризиса.

Кроме того, по мнению главы комиссии Общественной палаты РФ по вопросам развития гражданского общества Марии Слободской, мониторинг и предложения федеральному правительству, которые будут выработаны на основе этой работы, должны стать сигналом со стороны общества, к которому властям стоит прислушаться.

При этом Общественная палата признает, что уже осенью обострить ситуацию может безработица и проблема погашения кредитов населением.


Антикризисный план не известен

Граждане, напротив, не очень интересуются тем, как власти борются с кризисом. По данным ВЦИОМ на конец июня, 51% россиян ничего не знает о содержании антикризисного плана российского правительства.

Те, кто что-то слышал о борьбе с кризисом, чаще всего упоминают поддержку безработных (5%) и восстановление сельского хозяйства (5%), а также помощь банкам (4%). В числе прочих вариантов – укрепление рубля, сдерживание цен (3%), поддержка малого и среднего бизнеса, социальная политика и сохранение социальных программ (по 2%), повышение пенсий и зарплат, использование материнского капитала и помощь по ипотечным кредитам, поддержка автомобильной промышленности (по 1%). 2% что-то слышали, но точно не могут указать никакие меры по борьбе с кризисом, еще 2% полагают, что ничего не делается.

Не зная содержание антикризисного плана, трудно оценить его эффективность (об этом сообщают 53%). Лишь чуть больше трети ожидают от него эффекта: 23% полагают, что он даст результат в долгосрочной перспективе, 13% – в краткосрочной. Наконец, каждый десятый уверен, что предложенный правительством план по борьбе с кризисом никуда не годится (11%).

Что касается сигналов, которые население, по мнению Общественной палаты, должно транслировать правительству, то люди говорят о поддержке производства и экономики (8%) и безработных (7%). Прочие предложения заключаются в борьбе с коррупцией, восстановлении сельского хозяйства, госрегулировании экономики, а также «больше думать о народе», повысить пенсии и зарплаты (по 4%). 3% советуют бороться с инфляцией, еще 3% призывают к радикальной мере – поменять правительство.

Более половины россиян ничем не могут помочь чиновникам: четверть опрошенных не решается ничего советовать, так как ничего не знает об этом, а 31% затрудняются с ответом.


Обстановка осложняется

Зато граждане с уверенностью отмечают ухудшение экономической ситуации. По данным Фонда общественного мнения (ФОМ), 29% опрошенных стали питаться хуже, лишь 8% заявили, что их питание улучшилось; прочие изменений не заметили. Чаще других питаются плохо пенсионеры и безработные (35% и 36%), а также сельчане (30%). Совсем тяжелое положение у 9% россиян: им приходится голодать из-за нехватки продуктов (среди безработных – 16%).

К середине июня 14% россиян, работающих по найму, не получили в полном объеме причитающуюся им зарплату за прошлые месяцы. Задержки выплат чаще случаются в частном секторе (здесь они коснулись 18% работников), но нередки и в бюджетной сфере (8%).

Не слишком позитивное настоящее не дает надежды на более светлое будущее. По данным исследовательской компании Nielsen, запустившей в конце 2008 года программу «Russians through crisis» («Россияне в кризис»), большинство российских потребителей в мае 2009 года оценивали свои перспективы на рынке трудоустройства и состояние собственных финансов на ближайшие 12 месяцев как плохие или не очень хорошие (74% и 81% соответственно).

Как неверие в способность властей противостоять кризису можно оценить и данные ФОМ: 22% россиян ожидают ухудшения экономической ситуации в стране в ближайшие месяцы, 14% – улучшения; 44% опрошенных полагают, что изменений практически не будет.

Таким образом, уровень потребительского доверия в России находится в отрицательной зоне. Nielsen выяснило, что 78% респондентов считают ближайшие 12 месяцев плохим или не самым хорошим временем для покупки товаров, которые нужны или хочется приобрести.

Иными словами, россияне поступают как раз наоборот по сравнению с пожеланиями членов Общественной палаты. Люди не слишком интересуются антикризисными мерами правительства и приготовились к длительному режиму экономии. Впрочем, в условиях безработицы и задержек зарплаты вера в правительство все равно не поможет найти деньги на товары, без которых можно обойтись.


Автор: Елена Бродская
Источник: ПИФinfo

2 Июля 2009 00:10
Версия для печати
поделиться...

Стань успешным

инвестором

Рейтинг акций
Магнит8.84
Соллерс8.60
МТС8.58
АФК "Система"8.46
Армада8.38
М-Видео8.34
Лукойл8.32
МегаФон8.27
Рейтинг акций компаний