Как применяют IPO?

В современном мире выход компании на IPO - один из наиболее важных механизмов привлечения капитала. Он открывает совершенно новые возможности для развития бизнеса. Публичное размещение акций является весьма сложным и затратным процессом, в ходе которого компании совместно с партнерами предстоит решить ряд важных задач и иногда полностью перестроить свою структуру. Вместе с тем грамотно организованное и проведенное IPO полностью окупит потраченные на него усилия. Ведь помимо большого количества денег, компания получит еще ряд значительных преимуществ. И, что самое важное, существенно повысит свой статус среди участников рынка.


IPO, или первичное публичное предложение акций, является одним из важнейших этапов развития компании, ведь продажа акций инвесторам и размещение их на фондовой бирже относятся к основным инструментам дополнительного финансирования ее деятельности. Привлеченные в ходе IPO дополнительные средства позволяют эмитенту приобрести необходимые для расширения активы, которые он не может купить на имеющиеся в его распоряжении финансы. Но это еще не все преимущества. В процессе проведения IPO компания становится публичной и должна соответствовать строгим требованиям: иметь прозрачную структуру и раскрывать информацию согласно установленным стандартам. А это повышает ее статус среди участников рынка, и, таким образом, открывает ей доступ к более дешевым, в том числе западным, источникам капитала. Отныне доверие к компании будет намного выше, а стоимость привлечения финансирования – существенно ниже. Кроме того, выход на IPO защищает организацию от возможных попыток недружественных поглощений.


Немного истории

Современная история IPO берет свое начало с 70-х годов ХХ века. Долгое время лидерами по количеству публичных размещений ценных бумаг были Соединенные Штаты. К примеру, за период с 1980 по 2001 год там было проведено 6249 IPO – больше одного размещения в рабочий день. В 1990-е годы количество размещений резко выросло, а особенно много их было в конце 1990-х – на биржу активно выходили компании, работающие в сферах высоких технологий, электроники, коммуникаций, медицины, фармацевтики, биотехнологий.

До конца 1990-х европейский рынок значительно уступал американскому. Однако уже в 1998–2000 годах количество IPO, проведенных в Старом Свете, превысило число американских размещений. А в 2006 году всех поразил китайский банк ICBC: проведя крупнейшее IPO в истории, он привлек 22 млрд долларов.

В России число размещений также непрерывно увеличивалось. В 2005 году отечественные компании провели 13 размещений, в 2006-м – 23, в 2007 году – 25 (см. ПИФ-справку). При этом по итогам прошедшего года российские эмитенты оказались на первом месте в Европе по количеству средств, привлеченных с помощью первичных размещений акций на биржах. Им удалось привлечь 29,4 млрд долларов. Для сравнения: компании Великобритании за тот же период привлекли 22 млрд, Германии – 11 млрд долларов.

Основными участниками российского рынка IPO являются компании нескольких секторов: сырьевого, потребительского, финансового и инновационного. Среди самых громких размещений можно вспомнить IPO, которые провели «Евразхолдинг», «Мечел», «Новатэк», «Роснефть», «Вимм-Билль-Данн», «Пятерочка», «Хлеб Алтая», «Аптечная сеть 36,6», «Разгуляй», «Седьмой континент», «Магнит», Черкизовский АПК, «СТС-медиа», Сбербанк, ВТБ.


Кто и где размещается

Российские компании кроме отечественных бирж могут размещаться и на зарубежных площадках. Их «любимыми» иностранными биржами являются Нью-Йоркская и Лондонская фондовые биржи. У размещения за рубежом есть свои преимущества (высокая ликвидность, качество инвесторской базы, маркетинговый эффект, нормативно-правовой режим) и свои недостатки (высокая стоимость размещения и очень строгие правила в области раскрытия информации).

Для размещения на зарубежных площадках компанией выпускается особый тип ценных бумаг – американские депозитарные расписки (ADR). Они представляют собой финансовый инструмент, при помощи которого акции иностранных компаний могут обращаться на фондовом рынке США. ADR выпускаются специально отобранным компанией банком США вместо акций, предоставленных этому кредитному учреждению в доверительное управление. Первыми российскими компаниями, разместившими ADR, были «ВымпелКом» в 1996 году, МТС в 2000-м и «Вимм-Билль-Данн» в 2002 году.

В процессе выбора биржи компаниями учитываются несколько основных критериев: цена размещения, потенциал роста котировок акций, целевая группа инвесторов, размеры самой компании, требования по раскрытию информации, предстоящие затраты, имиджевая составляющая и т. п.


Участники, этапы и методы IPO

Вполне естественно, что такой сложный, финансово- и трудозатратный процесс, как IPO, компания не может «осилить» в одиночку. Для этого ей требуется ряд партнеров. Основными из них выступают организатор IPO (координатор всего проекта), банк-андеррайтер, лид-менеджер и менеджеры проекта, юридическая компания, аудиторская фирма и PR-агентство.

Кроме того что первоначальное размещение акций на бирже – дело достаточно сложное, оно еще и требует длительного периода подготовки. Средний срок между принятием решения об IPO и началом биржевых торгов у отечественных компаний составляет 3–4 года.

Весь процесс IPO можно разделить на несколько этапов. В ходе первого проводится ряд мероприятий внутри самой компании, направленных на то, чтобы она приобрела хорошую репутацию среди участников рынка и стала максимально узнаваемой. Для этого организация осуществляет вексельные и облигационные займы, вносит как можно больше прозрачности в свою юридическую структуру и различными способами повышает узнаваемость своего бренда.

Второй этап – непосредственно выход на биржу. Примерно за год до IPO компания должна определиться с андеррайтером (компанией, принимающей на себя обязанности по размещению и реализации ценных бумаг на рынке). В качестве последнего предпочитают привлекать инвестиционные банки с мировым именем (CSFB, Morgan Stanley, ING Bank, UBS Investment Bank), большим опытом проведения IPO и связями с широким кругом инвесторов. Вместе с андеррайтером обсуждаются детали проекта: выбирается биржа; определяются диапазон возможной цены размещения, размер пакета акций, выставляемого на торги, желаемая структура инвесторов; разрабатывается проспект эмиссии.

Одновременно начинается так называемое road-show – презентация компании крупным инвесторам (фондам, страховым компаниям, банкам) и убеждение их непременно купить акции. Road-show считается самой важной частью второго этапа. В ходе него руководство компании в течение нескольких недель ежедневно проводит встречи с инвесторами. По результатам road-show андеррайтеры формируют книгу заявок и распределяют акции между инвесторами.

Заключительной частью второго этапа является начало обращения акций эмитента на бирже. Однако на этом работа не заканчивается. После размещения наступает третий этап – работа с инвесторами, которые должны видеть, что не зря вложили средства в акции данной компании: публикуется регулярная отчетность, поддерживается корпоративный сайт, раскрываются и грамотно освещаются информационные поводы в деятельности компании.

Существует несколько методов проведения IPO. Самые популярные – методы фиксированной цены и формирования книги заявок.

Первый является наиболее распространенным способом проведения IPO в США. Вначале объявляется диапазон цены, затем слово дают самим инвесторам. От них поступают заявки на определенное количество акций по определенной цене, может быть указана также максимальная цена, приемлемая для данного инвестора. Книга формируется 2–4 месяца. Метод дает андеррайтеру полный контроль над распределением акций среди потенциальных инвесторов.

При использовании метода фиксированной цены стоимость акции определяется заранее. Существует период сбора заявок, в течение которого банк-организатор собирает заявки на все акции, планируемые компанией к размещению. Road-show в этом случае не проводится.


«Народные» IPO

Говоря о публичных размещениях, нельзя не затронуть тему «народных» IPO, дающих возможность приобрести ценные бумаги не только крупным институциональным инвесторам, но и всем желающим – как юридическим, так и физическим лицам. В ходе таких размещений компания-эмитент устанавливает минимальную сумму заявки, приемлемую для частного инвестора (15, 30, 50 тысяч рублей), и упрощенный режим приобретения акций. Как правило, проводят «народные» IPO государственные компании, заинтересованные в получении широкой инвесторской базы. На сегодняшний день в России прошли три таких размещения – «Роснефти», Сбербанка и ВТБ.

Первой, как по порядку, так и по сумме привлеченных средств, стала «Роснефть». В июле 2006 года компания разместила свои акции по цене 7,55 доллара за штуку, выручив за них 10,42 млрд долларов. К сегодняшнему дню акции «Роснефти» увеличились в цене в 1,15 раза.

В феврале 2007 года Сбербанк России предложил свои акции физическим лицам. По итогам IPO ему удалось привлечь 9,5 млрд долларов.

Третье и последнее «народное» IPO состоялось в мае 2007 года. Публичное первичное размещение акций ВТБ стало крупнейшим в 2007 году и вторым по величине за всю историю российского фондового рынка после «Роснефти». В ходе него банк, разместив на рынке акции на 22,5% уставного капитала, привлек 7,98 млрд долларов. Стоимость одной акции составила 13,6 копейки.

Сколько же заработали граждане, инвестировавшие средства в ходе «народных» IPO? Если акции «Роснефти» растут в цене, то котировки ценных бумаг банков пока только падают. Так, стоимость акций Сбербанка уменьшилась в 1,3 раза, а ВТБ – вообще в 1,6 раза. Такая ситуация вызывает оправданное недовольство у граждан, вложивших свои деньги в ценные бумаги этих компаний. Однако делать какие-то конкретные выводы пока рано – с момента IPO банков прошел только год с небольшим. Эксперты не раз предупреждали всех, что покупка акций в ходе «народных» IPO – это долгосрочные, на 3–4 года, инвестиции. Аналитики, работающие с финансовым сектором, считают, что данные ценные бумаги сильно недооценены и их стоимость постепенно будет увеличиваться. Банки имеют хороший потенциал роста и весьма привлекательные фундаментальные показатели, в этой связи эксперты единогласно рекомендуют не поддаваться панике и не продавать их бумаги.

В заключение стоит отметить, что отечественный рынок IPO активно развивается. Этому способствуют благоприятная экономическая ситуация в России, повышение инвестиционной привлекательности наших компаний. Кроме того, согласно некоторым исследованиям около 6 млн россиян готовы инвестировать в акции. Все это, по мнению экспертов, в ближайшее время должно породить бум IPO, когда в год будет проходить до 20 размещений. Недаром уже сейчас о намерении провести первичные размещения заявляют около 90 российских компаний - среди них «Mirax Group», МДМ-банк, «Дикая Орхидея», «Дымов», «Инком-Авто», «Компьюлинк», «РОСНО», «DIXIS», Газпромбанк, «Техносила», «РУСАЛ» и многие другие.



Российский рынок IPO

Период Количество IPO Объем привлеченных средств, млн долларов В % от ВВП
2007 год 25 29,397 1,8
2006 год 23 17,742 1,8
2005 год 13 4,551 0,6

Комментарий эксперта

Виктор ШАХУРИН,
генеральный директор УК «УНИВЕР Менеджмент»

– C момента размещения «Роснефти» ее акции выросли в цене на 48%. К сожалению, это единственное из трех «народных» IPO, которое принесло инвесторам доход. Так, Сбербанк сейчас торгуется ниже первоначального уровня примерно на 10%, провал ВТБ еще более ощутимый – 36%. Здесь необходимо отметить, что финансовый кризис повлиял на котировки компаний банковского сектора крайне отрицательно, поэтому полностью перекладывать вину на них не стоит. Напротив, для нефтяных компаний ситуация складывается позитивно – «черное золото» дорожает. На наш взгляд, IPO российских компаний на данный момент не исчерпали себя, скорее всего, в условиях финансового кризиса компании хотят немного переждать и выйти на рынок чуть позже, учитывая, что свободных денег на мировом рынке не так много.

А большинство крупных российских компаний стараются размещаться не только внутри страны, но и через депозитарные расписки на западных биржах, как, например, планирует поступить «Мечел», выводя на рынок дочернюю фирму «Мечел-майнинг». В течение этого и следующего года можно ожидать IPO таких компаний, как «Мегафон», «Металлоинвест», «Уралхим», «Южуралзолото», «МВС resources» и «Акрон». Также, скорее всего, в 2009 году проведут публичные размещения КАМАЗ и «Русал». Как можно заметить, планируется много IPO представителей металлургии и горнодобывающей отрасли, а также производителей удобрений. Это объясняется крайне благоприятной ценовой конъюнктурой на данных рынках.
Стремление выйти на рынок в периоды роста объясняется желанием компаний привлечь как можно больше средств, разместив выпуск акций полностью и по верхней ценовой границе. Но от рисков не застрахован никто, возможно инвесторы негативно отнесутся к размещению и не заплатят ожидаемые суммы.



Источник: ПИФinfo № 14 (41) от 30 июля 2008


10 Августа 2008 23:00
Версия для печати
поделиться...

Похожие материалы:

Стань успешным

инвестором

Рейтинг акций
Магнит8.84
Соллерс8.60
МТС8.58
АФК "Система"8.46
Армада8.38
М-Видео8.34
Лукойл8.32
МегаФон8.27
Рейтинг акций компаний