Под маской приватизации

Под маской приватизации

Правительство проводит не разгосударствление экономики, а пополняет бюджет за счет частичной продажи акций, находящихся в госсобственности.

На недавнем заседании правительства премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что «курс на приватизацию является ключевым направлением работы» кабинета. Медведев, который объявил о второй волне масштабной приватизации госимущества в годы своего президентства, продолжает настаивать, что планы не изменились. Он говорил об этом даже на фоне поглощения государственной «Роснефтью» частной компании ТНК-ВР. Пояснив, что государство не может пускать на самотек сделки в таких важных отраслях, премьер вновь заявил, что «курс на приватизацию и уход государства из тех или иных сфер будет продолжен», а случай с покупкой ТНК-ВР — это исключение. Увы, факты говорят об обратном: никакой масштабной приватизации в России не проводится. Правительство не расстается с контролем в ключевых компаниях, выставляя на продажу лишь небольшие пакеты, реализация которых просто помогает пополнить бюджет.

За последние три года, включая текущий, государство продало активов на 367 млрд рублей. Самым «бедным» на выручку оказался 2010 год — тогда федеральный бюджет получил всего 23 млрд рублей, в прошлом году в него поступил уже 121 млрд рублей, по итогам этого ожидается 223 млрд рублей. В 2012 году были проданы пакеты акций нескольких компаний, крупнейшей сделкой стала реализация акций Сбербанка. «В следующем году — с учетом имеющихся возможностей рынков и хода предпродажной подготовки компаний — мы планируем завершить не менее восьми продаж акций крупных компаний», — сообщил министр экономического развития России Андрей Белоусов. Государство надеется выручить 260—270 млрд рублей от реализации госактивов в 2013 году. Но в Росимуществе не смогли точно пояснить, какие именно активы из утвержденного еще в 2010 году Прогнозного плана приватизации федерального имущества на 2011—2013 годы когда и как будут проданы. Все зависит от конъюнктуры рынка и рекомендаций инвестиционных консультантов, говорят чиновники. Из перечня самых ожидаемых и обсуждаемых сделок можно выделить продажу пакета акций «Роснано» (в этом году) и РЖД (в следующем году). Но никакой конкретики здесь пока нет — даже по нанокорпорации Анатолия Чубайса. Пока считается, что на торги или IPO выставят 10-процентный пакет. Про РЖД известно, что обсуждается возможность продажи 5%, чтобы сделать эту компанию публичной и создать рыночную оценку ее стоимости.

В целом эксперты и аналитики констатируют: программа приватизации в стране буксует, вторая волна так и не пришла. Отчасти тому есть объективные причины в виде мирового кризиса, который сильно ухудшил конъюнктуру на рынке акций и отбил у инвесторов желание покупать новые активы, а продавать дешево российские власти не хотят. Но так можно вообще ничего не продать, говорят аналитики. «Интерес к ценным бумагам активно снижается, — предостерегает замдиректора аналитического департамента ОАО «МФЦ» Елена Чернолецкая. — Мировая экономика входит в затяжную рецессию, и если момент приватизации будет упущен, не исключено, что ее придется снова отложить на неопределенное время».

Но дело не только в конъюнктуре: российское правительство практически не предлагает инвесторам большие, а уж тем более контрольные пакеты, которые позволяли бы влиять на бизнес приватизируемых компаний. Директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев считает, что если и покупать, например, 5-процентный пакет РЖД, то только с прицелом на будущее, чтобы потом довести свою долю хотя бы до блокирующего уровня. Держать мелкий пакет не имеет никакого смысла — дивидендов от компании не будет, заработать на приросте капитала в условиях мировой рецессии невозможно, участвовать в управлении компанией нельзя.

Нежелание государства расставаться с крупными пакетами приводит к тому, что в российских условиях само понятие приватизации «приобретает какое-то другое измерение», говорит эксперт департамента оценки «2К Аудит — Деловые консультации/Морисон Интернешнл» Петр Клюев. Речь перестает идти собственно о приватизации. В реальности для государства смысл продажи пакетов в госактивах заключается исключительно в пополнении казны. Если же ставить задачу построить эффективную рыночную экономику, тогда нужно проводить приватизацию по-другому.

Между тем участие государства в экономике в последние годы только увеличивается. Так, согласно недавно опубликованным данным BNP Paribas, в банковском секторе государство контролирует 49%, в транспортном — 73%, что же касается нефтяной отрасли, если в 1998—1999 годах государство контролировало ее на 10%, то теперь — на 40—45%. «Сейчас в нефтяной сектор на главные роли возвращается государство, это усложняет задачу повышения инвестиционной привлекательности страны, — говорит Петр Клюев. — Кстати, приватизация в том же нефтяном секторе имела положительные результаты: частные компании инвестировали в переработку нефти, проводили техническое перевооружение в секторе».

Некоторые эксперты разделяют логику правительства. Елена Чернолецкая считает, что задача снижения госконтроля над ключевыми предприятиями и не ставится. «Важно не создавать ситуацию, когда деятельность данных компаний будет направлена на отдельные узкие проекты, а такое может случиться, если частные инвесторы получат слишком широкое влияние», — отмечает она. По мнению эксперта, такое в российской экономике уже было после разделения РАО ЕЭС и перехода энергетических компаний к различным собственникам.

Директор по стратегическому развитию УК «Альфа-Капитал» Вадим Логинов полагает, что только разгосударствление экономики или пополнение бюджета не должно быть целью приватизации. Нужно повышать конкуренцию, которая стимулирует разработку новых продуктов и технологий, повышение их качества, снижение цен, улучшение сервиса. Эксперт отмечает, что используемые механизмы приватизации оставляют риск, что все пакеты акций в первую очередь раскупят те же госкорпорации. «Конечно, две госкорпорации в отрасли могут конкурировать между собой. Но лучше будет, если на рынке будут в качестве заинтересованных участников присутствовать и иностранный капитал, и крупный частный, и деньги российских домохозяйств», — отмечает Вадим Логинов.

Еще одна проблемная зона приватизации в России — ее непрозрачность. Риски для бизнеса на протяжении долгих лет связаны с одним и тем же — недостаточной гарантией прав собственности, непрозрачностью аукционов, считает Петр Клюев. Согласны с этим и сами чиновники. Так, Андрей Белоусов признал, что приватизационные процессы нуждаются в расширении информационной открытости: «Работа по подготовке приватизационных сделок не всегда на самом деле до сих пор понятна общественности, и создается впечатление закрытости и привлечения узкого круга заинтересованных лиц». Министр отметил, что необходимо «не допустить информационной закрытости типа залоговых аукционов середины 1990-х годов». Для этого, по его словам, уже начала внедряться практика проведения общественных слушаний, на которых обсуждаются проблемные вопросы и подходы к приватизации компаний.

Игорь Николаев считает, что в целом перспективы второй волны приватизации более чем туманны. «Все планы правительства сделаны из расчета на позитивные процессы в экономике, — напоминает он. — Это мы уже проходили в 2009 году, когда планы были одни, а выручили лишь 2 млрд рублей». По словам эксперта, в условиях кризиса у государства не будет желания дешево продавать активы, а у инвесторов — дорого покупать. Правда, оговаривается эксперт, купить «могут и попросить». Не исключено, что определенные планы и договоренности относительно будущих покупателей уже существуют. «Сделать окончательные выводы, существовал ли такой заранее написанный сценарий, можно будет, когда станут известны персоналии покупателей», — заключает он. В любом случае то, что правительство именует приватизацией, по сути, таковой не является. Речь идет, скорее, о частичной продаже госпакетов с сохранением контроля государства в компаниях. Результаты подобных преобразований будут столь же скромными, как и применяемые средства.

Автор: Евлалия Самедова
Источник: журнал
Профиль

0 0 голоса
Article Rating
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии







Все материалы на сайте Баффетт.РУ носят исключительно информационный характер, не являются офертой и не могут быть восприняты как рекомендации или призыв к действию с нашей стороны. Финансовые рынки несут высокие риски и любые торговые операции должны быть тщательно обдуманы.




26 ноября 2012 13:54
поделиться...
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x