Самые дешевые акции

Что поможет недооцененным сегодня акциям оттолкнуться от дна?

Покупать акции хорошей компании дешево — приятно: инвестор не нервничает при снижении их стоимости и легче переносит биржевые провалы. Рынок рано или поздно отреагирует на дешевизну бумаг, отблагодарив прозорливого игрока.

Такие акции на российском фондовом рынке есть. Покупателю надо лишь учитывать два обстоятельства: почему бумаги стоят дешево и какие риски он сам готов принять.


Российский автопром


Группу ГАЗ (RTS: GAZAG) кризис застал не в самый простой момент инвестиционного цикла. Спрос на продукцию автозавода провалился, а долговое бремя, составлявшее около 45 млрд рублей, тем не менее нужно было обслуживать. «Попав в зависимость от значительного долга, как и АвтоВАЗ, Группа ГАЗ не получила сопоставимой государственной помощи и рассчитывала в основном на повышение внутренней эффективности», — комментируют ситуацию на заводах ГАЗа аналитики «ВТБ Капитала». В итоге группе пришлось пойти на реструктуризацию долга, а в связи с огромным внешним давлением компания перестала публиковать отчетность по МСФО, и это было воспринято фондовым рынком крайне негативно. Последний раз инвесторы видели консолидированные данные по всей группе (кроме Горьковского автозавода в нее входят производители автобусов, ПАЗ и ЛиАЗ, большегрузных автомобилей «Урал», экскаваторов и дизельных двигателей ЯМЗ) только за 2007 год. Тогда выручка группы составила 152 млрд рублей, прибыль — 5,8 млрд. В этот лучший для группы год было продано более 200 тыс. автомобилей.

Но кризис миновал, ситуация начала выправляться. В частности, продажи в 2010 году выросли по сравнению с 2009-м на 30%, до 111,9 тыс. машин. По данным Reuters, чистая прибыль группы за девять месяцев 2010 года составила 1,7 млрд рублей. Исходя из этих цифр, прибыль компании за год может достичь 2,2 млрд рублей.

В июне компания может опубликовать отчет по МСФО за 2010 год, который должен послужить поводом для переоценки акций Группы ГАЗ инвесткомпаниями в лучшую сторону.

Конечно, финансовым показателям еще далеко до рекордных значений 2007 года, тем не менее можно ожидать сильных данных, особенно если сравнить их с конкурентами (см. таблицу 1). Так, КамАЗ и Sollers в 2010 году получили убытки. АвтоВАЗ начал зарабатывать прибыль, но добрая половина ее «бумажная»: «Ростехнологии» выдали в кризис АвтоВАЗу кредит по ставке ниже рыночной. Поэтому автопредприятие в отчетности разницу между этими процентными ставками показывает как положительный финансовый результат своей финансовой деятельности.

Если говорить о котировках, то акции КамАЗа, Sollers и АвтоВАЗа уже заметно выросли после кризиса, а газовские заметно отстали в росте.



Причин отставания несколько. Во-первых, бумаги Группы ГАЗ торгуются на бирже РТС в секторе СГК, а это не самое любимое место инвесторов — игроки предпочитают совершать сделки на ММВБ. Во-вторых, из-за отсутствия отчетности по МСФО про акции компании просто забыли. Ну и в-третьих, проект по производству Volga Siber, о котором не было сказано ни одного доброго слова, изрядно подпортил имидж компании. Выпуск автомобилей прекращен в 2010 году, но простаивающим мощностям, которые способны выпускать до 160 тыс. машин в год, Группа ГАЗ нашла применение. Так, уже с 2011 года будет осуществляться сборка автомобилей Volkswagen, Škoda и Chevrolet. Соответствующие соглашения с Volkswagen (VW) и General Motors (GM) уже подписаны. (Подробнее об этих проектах см. «К свадьбе готов» в «Эксперте» № 24 за 2011 г.)

Также в конце 2010 года ГАЗ подписал контракт с Daimler на сборку коммерческих автомобилей Mercedes Sprinter, которые, с одной стороны, конкурируют с «Газелью», с другой — позволяют ГАЗу увеличить ассортимент продукции. В перспективе степень локализации Mercedes должна достигнуть 60%. То есть ГАЗ идет по пути международной кооперации, как это делает АвтоВАЗ с Renault Nissan, Sollers с Ford, а SsangYong и КамАЗ с тем же Daimler. Поэтому стратегия автомобильного холдинга — Группы ГАЗ — выбрана правильно, но инвесторы этого пока не оценили в полной мере. Сейчас акции ГАЗа на РТС стоят около 1,2 тыс. рублей, а на пике в 2008 году поднимались до 5 тыс. рублей.




Вертушки


Если российский автопром находится в стадии технологического перевооружения, то вертолетостроение — в стадии консолидации предприятий под брендом холдинга «Вертолеты России». И его позиции на мировом рынке не назовешь слабыми. По данным самого холдинга, 17% всех общемировых продаж в 2010 году пришлись на российскую продукцию. Одно из предприятий холдинга — загруженный заказами на несколько лет вперед Улан-Удэнский авиационный завод (MICEX: UUAZ), чьи акции выглядят довольно дешевыми (см. таблицу 2). Собираемые заводом вертолеты приносят неплохую прибыль: 2010 год стал рекордным, чистая прибыль У-УАЗа выросла на 80% и составила 4,53 млрд рублей. Дела завода стремительно идут в гору, и уже по итогам первого квартала 2011 года чистая прибыль выросла в пять раз по сравнению с аналогичным периодом 2010-го.



Но, несмотря на финансовое благополучие предприятия, его акции испытывают давление негативного фактора, связанного с материнской компанией: «Вертолеты России», контролирующие 75,1% капитала У-УАЗа, не смогли провести IPO весной 2011 года, хотя цена продажи была не запредельной. Отмена IPO ударила по котировкам дочерних компаний.

Инвесторы покупали акции У-УАЗа ожидая, что «Вертолеты России» перед IPO перейдут на единую акцию со своими дочерними предприятиями, совершив обмен или сделав предложения о выкупе долей у миноритарных акционеров (в Улан-Удэнском заводе эта так называемая доля меньшинства — 25%). Вертикально выстроенная компания без мелких акционеров в дочерних структурах оценивается рынком выше. В частности, это связано с тем, что в консолидированной отчетности, на которую смотрят инвесторы, нужно уменьшать чистую прибыль на долю меньшинства. «Вертолеты» поступили совсем не так, как ожидали от них инвесторы: они поспешили выйти на IPO. Но, видимо, достаточного числа покупателей не нашлось — размещение не состоялось и перенесено минимум на год.

А вот у другой «дочки» «Вертолетов» — Казанского вертолетного завода (КВЗ), где доля меньшинства составляет около 10%, выкуп акций все же начался: холдинг предложил акционерам продать их доли. Срок предложения истек 10 июня, и теперь бывшие акционеры КВЗ будут искать альтернативу для своих финансовых вложений. Самый дешевый по финансовым мультипликаторам — У-УАЗ, и возможно, получив деньги от «Вертолетов России», бывшие акционеры КВЗ начнут восстанавливать свою долю в холдинге, покупая в том числе бумаги улан-удэнской компании. Инвестиционная идея остается прежней: в конечном итоге «Вертолеты России» тем или иным способом выкупят акции у миноритариев в дочерних компаниях либо перейдут с ними на единую акцию.

Пока же этого не произошло, купив бумаги У-УАЗа, можно рассчитывать на получение достаточно больших дивидендов. Завод исправно направляет акционерам на это 25% чистой прибыли, так как и сама материнская компания нуждается в средствах для обслуживания своих займов. В такой ситуации достаточно велика вероятность выплаты промежуточных дивидендов по итогам работы за шесть или девять месяцев 2011 года.

Сегодня же потенциальные крупные выплаты пока не способны сдвинуть котировки улан-удэнского предприятия вверх, и акции остаются относительно дешевыми.



Если вертолетные заводы оценены на бирже в три-пять годовых прибылей, то на внебиржевом рынке можно найти компании, капитализация которых составляет одну-две годовые прибыли. Например, это «дочка» «Северстали» — «Воркутауголь». Или медеплавильная компания «Уралэлектромедь» — дочернее предприятие Уральской горно-металлургической компании (УГМК).


Внебиржевые сырьевики


«Воркутауголь» (RTS Board: voug) — угледобывающая «дочка» «Северстали», которая объединяет пять шахт и один разрез. На них в прошлом году было произведено 12,5 млн тонн угля — довольно высокий показатель для отрасли, к тому же среди российских угольщиков «Воркутауголь» является одним из лидеров по рентабельности (см. таблицу 3). Финансовые результаты предприятия демонстрируют фантастический рост — выручка за 2010 год увеличилась более чем в два раза. Но эти производственные достижения игнорируются фондовым рынком. Капитализация предприятия немногим выше одной годовой прибыли.

Игроков отпугивает то, что более 85% «Воркутаугля» контролирует «Северсталь», для которой это ключевой сырьевой актив. На рынке считают, что возможен принудительный выкуп акций «Северсталью» у мелких акционеров. Основания для этого имеются. В ноябре 2010 года «Северсталь» продала 5,9% акций «Воркутаугля» за 5,8 млн долларов, и, возможно, эта сделка — часть плана по консолидации 100% акций угольной компании. По российскому законодательству, перед тем как сделать полный выкуп, компания должна в рамках добровольного предложения (оферты) приобрести у мелких акционеров не менее 10% в предприятии. При этом поглотитель должен получить более 95% капитала, а затем выкупать остатки принудительно — без согласия миноритарных акционеров. Столь запутанная процедура заставляет холдинги придумывать различные схемы, но пока «Северсталь» комментирует данную сделку как техническую и не подтверждает намерение провести squeeze-out (принудительный выкуп).



Тем не менее фондовый рынок настроен настороженно, ведь в 2008 году «Северсталь» уже предпринимала попытку выкупить доли миноритариев. Тогда обыкновенная и привилегированная акция в рамках оферты была оценена в 4455 рублей за штуку, все предприятие «Воркутауголь» — в 14,3 млрд рублей. В ходе же ноябрьской сделки акции были проданы примерно по 1 тыс. рублей. Столь низкая цифра не может не настораживать. Аналитики инвестиционной компании «Газфинтраст» считают, что в случае сохранения высоких цен на уголь «Северсталь» может решиться на squeeze-out, но, исходя из стандартов управления холдингом, предполагают, что права миноритариев ущемляться не будут, а цена окажется справедливой.




Уральская медь


Крупнейший в России производитель меди — «Уралэлектромедь» (RTS Board: uelm) также имеет статус «дочки» вертикально интегрированного холдинга: Уральской горно-металлургической компании принадлежит 82% акций. Побочной продукцией «Уралэлектромеди» являются золото, серебро, концентраты металлов платиновой группы, селен, теллур. Притом что капитализация компании приближается к 400 млн долларов, коэффициент P/E (капитализация/прибыль) составляет всего 2,2, а предприятие имеет на редкость высокую рентабельность в 24,4%. Дивиденды при этом не выплачиваются.

История с недооценкой рынком акций «Уралэлектромеди» продолжается уже много лет, на биржах акции не торгуются, и, судя по всему, это сознательное решение основного акционера. Пресс-служба нам сообщила, что планов по выводу бумаг на биржу пока нет.



Федеральная антимонопольная служба подозревает УГМК в применении трансфертного ценообразования при расчетах между «дочками». По неофициальным данным, от этой практики в УГМК решено отказаться, что может привести к росту прибыли отдельных дочерних предприятий, в том числе «Уралэлектромеди». Однако кроме роста прибыли на бумаге стоит ожидать и роста финансовых показателей от запуска новых проектов. В конце 2011 года завод собирается ввести в эксплуатацию цех электролиза меди, что должно позволить увеличить производство этого металла на 30% уже в 2012 году. Возможно, финансовые показатели компании будут улучшаться, а стоимость акций — стоять на месте. В таком случае коэффициент P/E будет приближаться к единице, что вызовет интерес инвесторов. Рост акций также могут подтолкнуть изменения финансовой политики УГМК: либо, скажем, «Уралэлектромедь» начнет платить дивиденды, либо материнская компания решит консолидировать все 100% акций уральского предприятия.







Автор: Евгений Огородников
В подготовке материалов принимал участие частный инвестор Виктор Никитенко
Источник: журнал Эксперт


29 Июня 2011 23:20
Версия для печати
поделиться...

Похожие материалы:

Стань успешным

инвестором

Рейтинг акций
Магнит8.84
Соллерс8.60
МТС8.58
АФК "Система"8.46
Армада8.38
М-Видео8.34
Лукойл8.32
МегаФон8.27
Рейтинг акций компаний