Бриллиантовые банковские карты

Российские кредитные организации заигрывают с VIP-клиентами, предлагая им помпезные карты с бриллиантами, но достигнуть результатов соседнего Казахстана им вряд ли удастся.

За статус первого в России банка, который предложит своим клиентам карты с инкрустированными бриллиантами, разразилась нешуточная борьба. В середине марта Московский кредитный банк (МКБ) поспешил провести презентацию дебютного в России экземпляра «пластика» с бриллиантом. Даже не совсем пластика – на карте хватало вставок из серебра и платины. «Эта карта, как дорогие часы или абонемент на футбол в Англии, ее даже можно передавать по наследству, – рассуждал на презентации председатель правления МКБ Александр Николашин. – Это не просто пафос, это хороший пафос». Однако после пафосного начала дело у МКБ застопорилось: выяснилось, что, несмотря на согласованный с Visa дизайн карты, остался ряд нерешенных технических вопросов.

Тем временем презентацию еще одной первой в России банковской карты, но с тремя бриллиантами провел Промсвязьбанк, вручив экземпляр ресторатору Аркадию Новикову, клиенту своего private banking («Ф.» оценивает его состояние в $110 млн). Спустя неделю все-таки начал эмиссию карт и МКБ. Полудетективной окраски этому соревнованию придал тот факт, что несколько месяцев назад, в разгар работы над дизайном «бриллиантовой» карты в Промсвязьбанке, оттуда уволился один из сотрудников и… перешел на работу в МКБ.


Держи клиента.

Такая реклама для российских банков в новинку – до сих пор отечественные кредитные организации не спешили придавать огласке выпуск «драгоценного» пластика. Несколько лет назад карту с полудрагоценными камнями для некоторых своих клиентов выпустил банк «Союз» (ныне санируемый, входит в холдинг «Базовый элемент» Олега Дерипаски), но у держателей карт возникла проблема – камни мешали использованию дорогостоящего «пластика» в банкоматах. Проект так и остался покрыт завесой таинственности. Сейчас карты с золотыми вставками есть у некоторых клиентов private banking Газпромбанка, в частности, у ряда топ-менеджеров «Газпрома». Полгода назад обсуждение выпуска «бриллиантовой» карты для состоятельных клиентов шло в ВТБ24. Возможно, эмитирует подобные карты HSBC, куда в 2008 году перешел работать бывший предправления «Союза» Стюарт Лоусон.


«Мне нравятся камни, вообще люблю такие штуки, – не стал скрывать Аркадий Новиков, рассматривая подаренную ему карту Промсвязьбанка. – Я бы хотел, чтобы, к примеру, и циферблат моих часов был инкрустирован драгоценным камнем». Однако, помимо эстетического удовольствия, владельцы карт с камнями получат ряд сервисов – возможность пользования продуктами банка с существенными скидками, депозиты по максимальным ставкам, участие в дисконтных программах всевозможных заведений (в том числе и в заведениях Аркадия Новикова – в Пром­связьбанке сейчас идут переговоры о сотрудничестве). Несмотря на презентацию в середине мая, полный пакет услуг будет доступен клиентам только в июле. «Такие карты – это, прежде всего, новые возможности для тех клиентов, которые были с нами долгое время, – говорит начальник департамента частного капитала Промсвязьбанка Петр Терехин. – У нас есть VIP-клиенты, которые обслуживаются с 1998–1999 годов». Правда, кроме «верности» Промсвязьбанку, необходимо иметь на счету более 20 млн рублей.


В ближайшее время ряд банков могут объявить о начале эмиссии карт с драгоценными камнями, уверены игроки рынка. «Сейчас это актуальное направление», – говорит директор департамента продаж компании «Инпас» Михаил Рогов. «Мы уже заключили несколько контрактов, и, более того, ряд банков уже выпустили карты нашего производства», – не скрывает коммерческий директор компании Rosan Diamond Виктория Красноборова. Именно в расчете на спрос со стороны клиентов отечественных private banking Rosan Diamond, исторически занимавшаяся производством карт из драгоценных металлов (клубные карты и т.д.), два года назад вышла на рынок банковского «пластика». Правда, на Россию у Rosan Diamond пока приходится не слишком большая доля продаж. По подсчетам экспертов, количество драгоценных карт в России в течение 2010 года вряд ли превысит 80–100 штук. «Это небольшой и весьма специфический сегмент рынка, не думаю, что спрос на такие карты будет значительным», – говорит член правления Райффайзенбанка Андрей Степаненко. То ли дело страны СНГ или Ближнего Востока – этим летом один банк в Грузии и один в Казахстане начнут эмиссию карт со вставками из золота. Тираж в каждом из банков – по 1 тыс. экземпляров.


«Активность банков связана с желанием подчеркнуть преимущества карточных продуктов премиального сегмента», – считает Виктория Красноборова. Однако, по словам одного из собеседников в крупном банке, такими «бонусами» для состоятельных клиентов российские кредитные организации, вероятно, пытаются компенсировать стандартность и непритязательность «продуктового ряда» в private banking. Это болезнь всего рынка управления крупным частным капиталом. Пафосная же карта позволяет клиентам получить осязаемый символ принадлежности к числу избранных.


Восточный опыт.


Мода на такие «побрякушки» появилась на Ближнем Востоке – первая карта Royale с вставками из золота была выпущена в 2007 году в Объединенных Арабских Эмиратах (Dubai First) для правителя эмирата шейха Мохаммеда бин Рашида аль-Мактума. Именно она пока считается непревзойденной – говорят, у этой карты вообще нет лимита. Вскоре после этого «пластик» с камнями появился в Гонконге (Wing Lung Bank), Катаре и Казахстане. Там по тысяче «драгоценных» карт на платформе MasterCard эмитировал Казкоммерцбанк, а на платформе Visa – АТФ (входит в группу «Юникредит») и Евразийский банк. Последний, к слову, связывают с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым и его окружением.


Полюбоваться клиентам казахских private banking есть на что – к примеру, карта «Казкоммерца» украшена золотом, в центре ее расположено изображение павлина или летящего пегаса, а также инкрустирован бриллиант в 0,02 карата. «Абонентская плата» по такой карте составляет $1 тыс. в год, а кредитный лимит – $50 тыс. Особый шик выпуску этой карты придал тот факт, что она была выпущена в разгар финансового кризиса, в ноябре 2008 года. Financial Times даже сравнила это с «рынком солнечных очков на Ноевом ковчеге». Тем не менее у карты Visa Infinite Eurasian Diamond Card (на ее получение могут рассчитывать клиенты с годовым доходом свыше $300 тыс.) лимит уже $100 тыс., а ее держатели «в нагрузку» получают номер «мобильника» исполнительного директора Евразийского банка. Самый же внушительный кредитный лимит на всем постсоветском пространстве у карты банка АТФ – полмиллиона долларов.


Скорая помощь.

«Если карту с бриллиантом «зажует» банкомат, то сначала придется вызывать медицинскую помощь, чтобы клиент мог прийти в себя, а уже потом техподдержку», – шутит Александр Николашин. Стартовую стоимость карты с одним камнем эксперты оценивают примерно в $1 тыс., включая расходы на дизайн и работу ювелиров. Чем больше камней и чем сложнее дизайн, тем, естественно, карта будет дороже.


Однако пока восточные банки эмитируют драгоценный пластик тысячами, их российские коллеги выходят на этот рынок крайне осторожно: МКБ и Промсвязьбанк озвучили тираж в 100 карт. За их опытом пристально наблюдают в платежных системах. Вообще самое сложное – это получить их одобрение. В среднем на сертификацию нестандартной карты уходит до полугода, за это время она проходит жесточайшее тестирование на всевозможных устройствах для приема карт. Важно, чтобы у кредитной организации, собирающейся выпускать дорогой «пластик», помимо желания это сделать, были клиенты, которым это интересно и которые могли бы обеспечить определенный объем транзакций, заявили корреспонденту в Visa. В MasterCard к этому вопросу тоже отнеслись серьезно: по словам участников рынка, «мастер» вообще не одобряет выпуск карт, количество камней на которых больше одного.


Тем не менее банкиры возлагают большие надежды на дорогие карты. По мнению Александр Николашина, они должны дать толчок в развитии обслуживания VIP-клиентов. Однако спрос предугадать сложно. «Далеко не всегда инициативы банка находят отклик у клиентов, хотя мы видим серьезный интерес к нашей карте», – отмечает Петр Терехин. О том, как «расходятся» карты у клиентов, он говорить отказывается. «Скажу только, если будем заказывать новый тираж эксклюзивных карт», – пообещал он.



Источник: журнал Финанс
Автор: Александр Зарщиков


2 Июня 2010 23:00
Версия для печати
поделиться...

Похожие материалы:

Стань успешным

инвестором

Рейтинг акций
Магнит8.84
Соллерс8.60
МТС8.58
АФК "Система"8.46
Армада8.38
М-Видео8.34
Лукойл8.32
МегаФон8.27
Рейтинг акций компаний