Кризис наносит удар

Кризис наносит удар по молодому российскому обществу потребления: из-за падения реальных доходов граждане стали в целом меньше тратить и совершать покупки более осмотрительно. К ограничению расходов подталкивает и рост цен.

В этих условиях многие фирмы закрываются, а на их место не спешат новые предприниматели. Конкуренция уменьшается, а вместе с ней тает надежда на то, что цены начнут снижаться.

Еще весной прошлого года, судя по индексу потребительской уверенности от Росстата, россияне были уверены в росте своего благосостояния, причем социологи отмечали, что настолько положительные результаты были зафиксированы впервые с конца 1998 года. 28% опрошенных ожидали улучшения экономической ситуации в стране. Поэтому люди более-менее свободно тратили деньги. По данным компании Nielsen, в 2008 году только на товары повседневного спроса (продукты питания, напитки, бытовую химию, средства персонального ухода, сигареты и корма для животных) россияне потратили на 15% больше, чем в 2007 году.


Пришло время затянуть пояса

Однако к началу декабря 2008 года уровень потребительского доверия в России упал до беспрецедентного уровня за последние три года. Серьезно пошатнулась и уверенность людей и в стабильности своего финансового положения. В конце ноября лишь половина (51%) опрошенных сообщили аналитикам компании Nielsen, что уверены в своих финансах. Население впервые ощутило кризис на себе, осознав реальность потери работы и трудности при нахождении новой, в то время как цены на товары повседневного спроса заметно росли. Уже 73% участников опроса стали более экономно относиться к покупке продуктов питания и товаров повседневного спроса.

Весной тенденции усилились. Исследовательская компания РОМИР получила такие ответы: об экономии на новом гардеробе сообщили почти две трети респондентов (61%), на крупных покупках для дома – чуть меньше половины (47%). Жители сельской местности значительно чаще, чем остальные граждане, отвечали, что им приходится экономить на одежде и на крупных покупках для дома. При этом у трети россиян вообще отсутствуют расходы на крупные товары для дома.

Летом 2009 года, как выяснила исследовательская компании «Башкирова и партнеры», 41% отказывается от покупки одежды, 39% от приобретения крупной бытовой техники, 35% – от некоторых продуктов питания, 25% – от крупных покупок, 21% от поездок на отдых, 18% от развлечений. Лишь 15% ни о чего не отказываются (в декабре таких было 30%).

Что касается продуктов, то, по данным Исследовательского центра рекрутингового портала SuperJob.ru, чаще всего россияне отказывают себе в сладком, мясе, фруктах и ягодах. Многие из-за нехватки денег сменили магазины на рынки и отказались от деликатесов.

Пострадала и ставшая столь значимой в последние годы сфера, как мобильная связь. Продажи в РФ сотовых телефонов в первом полугодии 2009 года на первичном рынке упали на 34% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года, говорится в отчете ритейлера «Евросеть». По данным компании Profi Online Research, 26% россиян уже сменили тариф на более выгодный для себя, а еще 30% присматриваются к этой возможности. Кроме того, люди начали отказываться от дополнительных платных сервисов.


Цены по-прежнему растут

Стоимость минимального набора продуктов питания в среднем по России за январь-июль 2009 года возросла 8,9%, подсчитал Росстат. В июле это ведомство констатировало подорожание плодоовощной продукции на 3,2% (и это в сезон), подорожали также яйца, рыба и морепродукты, мясо и птица, сахар и хлеб. В целом инфляция в России с начала года составила 8,1%.

Интересно, что в то же время в странах Европейского союза наблюдается либо очень низкая инфляция, либо дефляция. Например, в июне в большинстве стран Европейского союза отмечалось снижение потребительских цен на продукты питания, в частности, овощи дешевели в среднем на 3,4%.

По данным Росстата, в первом полугодии оборот розничной торговли в России снизился на 3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Как следствие этого, снижается деловая активность. Федеральная налоговая служба (ФНС) сообщает, что в первом полугодии 2009 года в России было создано на 45% меньше коммерческих организаций, чем в первые шесть месяцев прошлого года. В январе–июне 2009 года было зарегистрировано на 46,3% меньше индивидуальных предпринимателей, чем за аналогичный период прошлого года. А 241 тысяча индивидуальных предпринимателей отказалась от своего бизнеса.

Компании уходят с рынков, и конкуренция как в сфере производства, так и в сфере торговли уменьшается. Но ведь именно соперничество между компаниями и отсутствие картельных сговоров заставляет производителей искать способы для снижения издержек и уменьшать цены, что и наблюдается, например, в Европе. У нас все наоборот: спрос падает, цены растут, потребители продолжают урезать расходы, что вызывает дальнейшее снижение оборотов экономики в целом.


Источник: pifinfo.ru
Автор: Елена Бродская

10 Августа 2009 00:15
Версия для печати
поделиться...

Похожие материалы:

Стань успешным

инвестором

Рейтинг акций
Магнит8.84
Соллерс8.60
МТС8.58
АФК "Система"8.46
Армада8.38
М-Видео8.34
Лукойл8.32
МегаФон8.27
Рейтинг акций компаний