Инвестиции толпы

Главный герой романа "Духless" Сергея Минаева мечтал бросить высокооплачиваемую, но такую опостылевшую работу и стать совладельцем ресторана. Действительно, хорошо прийти с друзьями в приличное заведение и так, между делом, заметить, что вы его совладелец. Подобное может произвести настоящий фурор, но для этого, как следует из книги Сергея Минаева и практики ресторанного бизнеса, нужна не одна сотня тысяч долларов, а лучше - пара миллионов. Мало кто располагает столь значительными свободными ресурсами, да еще и готов их вложить в проект собственного бизнеса, а не, скажем, в акции.


В середине сентября в России стартует проект, который позволит любому желающему за сравнительно небольшую сумму почувствовать себя ресторатором, кинорежиссером или музыкальным продюсером. Называется он SmartMarket. В его основе лежит совершенно новый подход - набирающие известность по всему миру понятия краудфандинга и краудинвестинга. Это когда проекты финансируются не за счет банка или отдельного крупного инвестора, а с помощью обычных людей, коих зацепила идея, и они готовы поддержать ее деньгами, пусть и не на очень большую сумму, но таких людей много. Представьте, что тысяча человек вложила по тысяче долларов - это уже миллион "зеленых".

Чтобы понять, как это работает, достаточно вспомнить историю формирования фондового рынка. Ведь изначально акции и акционерные общества придумали, дабы обычный человек мог на равных принять участие в новом или уже действующем бизнесе. "Но со временем фондовый рынок стал, скорее, местом спекуляций, местом для больших корпораций и строгих заумных финансистов в костюмах. Не осталось места для поддержки новых идей, во всяком случае, в России я такого не замечаю. Мы же хотим вернуть деньгам смысл и душу, - рассказывает автор проекта SmartMarket Константин Шабалин. - Он нужен тем, кому не нравятся пробки на дорогах, грязные парки, плохое обслуживание в ресторанах, хамы в такси. Приходите с идеями, делайте хорошую презентацию, собирайте деньги и вместе с единомышленниками создавайте нормальный бизнес".

"Идея очень разумная и правильная, она устраняет разрыв между проектами, нуждающимися в деньгах, и людьми, ищущими интересные для вложения проекты. Понятно, что аналогичные проекты на Западе есть, они давно и успешно работают, пример - тот же Kickstarter, - комментирует стартап гендиректор УК Номос-банка Юрий Белонощенко. - Весь вопрос в том, насколько технологично и операционно корректно будет реализован этот проект и какие гарантии, как минимум с точки зрения контроля за целевым расходованием средств, предложат основатели. Сейчас инвесторам требуются новые инструменты для вложения денег".

Интернет после IPO компаний Groupon, Zynga и Facebook слегка "выдохся", необходимо время для развития новых крупных проектов, а биотехнологии пока не породили большого бума. Поэтому поиски новых способов инвестирования ведутся. "Да, проекты такого рода были и там, и здесь, большинство из них закрылось", - отмечает эксперт фонда Finam Global Леонид Делицын. В свою очередь Юрий Белонощенко подчеркнул, что готов вложить собственные средства в реализацию какой-нибудь интересной задумки из области энергосбережения или образования.


Краудфандинг vs краудинвестинг


"Весной 2011 г. я с моими будущими партнерами работал в одной крупной финансовой компании, где руководил интернет-проектами. У меня имелась своя команда, бизнес двигался очень хорошо, и теоретически можно было идти в этом направлении и оставаться в этой компании чуть ли не до пенсии", - вспоминает Константин Шабалин. Но ему хотелось заняться чем-то новым, кардинально отличающимся от уже закостенелой системы фондовых торгов. Совместно с единомышленниками они долгое время искали точки приложения своих идей и энтузиазма. В то время был бум интернет-проектов, в частности, на пике популярности находился Facebook, и Константин Шабалин отслеживал все новости по развитию этого проекта.

Тогда Facebook еще не торговался на бирже, но периодически появлялись сообщения об изменении его капитализации. Как же определялась стоимость компании, если никто точно не знал, сколько стоит одна акция? Дело в том, что сделки по купле-продаже бумаг Facebook активно проходили на внебиржевом рынке: свои акции продавали сотрудники самой компании и покупали сторонние инвесторы, рассчитывавшие хорошо заработать при выходе социальной сети на биржу. "Возник вопрос: где же именно эти сделки проводятся? Оказалось, что есть такой сайт secondmarket.com. Это американский проект, своего рода площадка для проведения внебиржевых сделок с акциями непубличных компаний", - рассказывает Константин Шабалин. Этот ресурс представляет собой своего рода доску объявлений, или финансовый eBay. Там можно разместить информацию о том, что у человека есть доля акций в какой-то компании, которая пока не вышла на биржу, и он хотел бы их продать. Именно там шли внебиржевые сделки по акциям Facebook, сейчас там торгуется Twitter и Burgerking. Продавцами, как правило, выступают сотрудники компаний, получившие ценные бумаги в виде бонусов и опционов. "Мы начали искать подобные площадки в России, но ничего не нашли, - вспоминает Константин Шабалин. - Мы просмотрели рейтинг 200 крупнейших непубличных компаний, который ежегодно публикуется Forbes, и обнаружили, что это достаточно большой рынок".

Через некоторое время энтузиасты обратили внимание еще на один проект - kickstarting.com. Это площадка, где люди с креативными замыслами могут привлечь финансирование под их реализацию. Речь идет о совершенно различных идеях. Например, кто-то ищет инвесторов, которые помогут ему записать первый студийный альбом собственной группы. Другие привлекают деньги для съемок арт-хаусного кино. В обычной ситуации привлечь средства под такие проекты очень сложно. Банки и крупные инвесторы не готовы идти на повышенные риски и распылять ресурсы на столь мелкие проекты. С другой стороны, частные инвесторы, которым нравится идея или исполнение никому не известной группы, вполне могут дать деньги на начало ее "раскрутки". Естественно, что речь идет не об одном частном инвесторе, их может быть несколько сотен и даже тысяч. Эти инвесторы не получают прямой финансовой выгоды от своих вложений, но им предоставляется возможность, например, поучаствовать в написании сценария к фильму, попасть на его закрытый предпремьерный показ, пообщаться лично с актерами и даже поучаствовать в массовке. "Конечно, это не Россия, это Америка, но оборот за неделю у этой площадки составляет около $2 млн", - отмечает Константин Шабалин. Он решил создать собственный проект, получивший название SmartMarket и призванный объединить два направления: торговлю акциями непубличных компаний и привлечение инвесторов в новые и уже существующие бизнес-проекты. Инвесторов искали около года, так как многие готовы были вкладывать деньги только в расчете на быструю прибыль либо на баснословные проценты. Но в конечном итоге нашлась одна крупная финансовая корпорация, согласившаяся рискнуть. Константин Шабалин ее название не раскрывает, однако "Ко" удалось выяснить, что речь идет о ФК "Лайф".


Сопродюсеры для Охлобыстина


"В такие проекты люди не готовы будут вкладывать деньги, пока их количество исчисляется единицами. Практика подобного инвестирования говорит о том, что надо вкладываться одновременно в большое количество проектов. Таким образом риски уменьшаются. Девять из десяти венчурных проектов никогда не выходит на уровень рентабельности, окупает вложения и приносит прибыль один проект из десяти", - комментирует идею SmartMarket заместитель генерального директора по инвестиционному анализу ИК "Церих Кэпитал Менеджмент" Андрей Верников. "Сложно говорить об этом вопросе, так как публичности данным проектам не хватает. В Америке есть легенда про Силиконовую долину, и мы думаем, что это работает. Вероятнее всего, у нас такая схема работать не будет, так как сложность ведения бизнеса здесь высокая и велик соблазн растащить деньги вместо того, чтобы развивать проект", - констатирует директор по управлению активами инвестиционной компании "Трейд-Портал" Николай Солабуто.

Но Константин Шабалин не согласен со скептиками. В качестве доказательства интереса к SmartMarket он называет несколько проектов, уже сейчас готовых привлекать финансирование через эту площадку. Например, проект Ивана Охлобыстина "Снимайкино", по его словам, очень заинтересовался возможностью собирать деньги через SmartMarket. "Нам он оказался родным по духу. Как выяснилось, у Ивана Охлобыстина и команды это была давняя идея - дать возможность зрителям принять участие в создании хорошего фильма, дать возможность повлиять на сценарий, поучаствовать в съемках", - рассказывает Константин Шабалин.

Другой пример: молодые люди прочитали все книги сэра Ричарда Бренсона и хотят привезти его в октябре в Москву, они уже обо всем предварительно договорились и теперь намерены собирать единомышленников на сайте SmartMarket. "Отличное, очень яркое мероприятие, по всеобщему интересу уже понятно, что оно состоится. Приходите в сентябре к нам на сайт, заказывайте пригласительные, пока еще есть возможность", - говорит Константин Шабалин. Если удастся собрать достаточно средств - речь идет примерно о миллионе долларов - то Ричард Бренсон в октябре уже будет в Москве, где состоится его закрытая встреча с теми, кто поучаствовал в финансировании данного проекта. Третий проект - это ресторанный холдинг Ginza Project, уже успешно запустивший несколько десятков ресторанов в Москве и Петербурге. И теперь компания хочет построить несколько новых ресторанов, привлекая деньги на SmartMarket.net. "Для кого-то это будет возможность купить маленькую долю и рассказать в компании друзей, что он теперь - совладелец ресторана. Мне лично очень нравится, что появляется возможность приобщиться к действующему бизнесу и узнать, как он работает изнутри, не в какой-то бизнес-школе, а познакомившись с настоящими рестораторами. А кто-то исключительно меркантильный посмотрит на это просто как на инвестицию и возможность получать дивиденды из прибыли ресторана", - отмечает Константин Шабалин. Все перечисленные проекты для их реализации должны привлечь сумму от одного до пяти миллионов долларов. "Мы провели исследование, и оказалось, что средняя сумма, которую человек готов потратить на подобного рода проекты, составляет около $1000. Поэтому при должном уровне презентации проекта и проработки идеи собрать несколько миллионов долларов вполне по силам", - резюмирует Константин Шабалин. При этом он особо подчеркнул, что все три перечисленных проекта не рассчитаны на тех, кто спекулирует на фондовом рынке. Это не спекуляция и не призыв заработать сегодня и много на Forex, а долгосрочная инвестиция в действующий бизнес, или проект "по интересам".


Биржа для разочарованных


Что касается торговли акциями непубличных компаний, являющейся вторым направлением бизнеса SmartMarket, то Константин Шабалин признает: "Да, мы отдаем себе отчет, что в России этот проект может столкнуться с определенными трудностями, ведь многие пытались организовать торговлю акциями непубличных компаний, в том числе, на базе биржи". Но кардинальным отличием его проекта от того, что предлагали биржи, является то, что они ориентировались не на тех людей, которые приходят на рынок исключительно ради спекуляций и получения прибыли. SmartMarket предлагает инвестировать не в фондовый рынок в целом, а в отдельные бизнесы. По словам Шабалина, многие люди, приходившие на биржу с целью заработать, в конечном итоге оказывались "в нуле", и это в лучшем случае.

Эксперты признают, что "обыграть" тот же индекс ММВБ крайне сложно даже профессионалам. Если повезет, удается следовать за динамикой котировок. Поэтому, поиграв год-два, многие уходят с биржевых площадок, но желание инвестировать средства, пусть и с более отдаленной перспективой получения прибыли, у них остается. Таким людям можно предложить покупку акций непубличных компаний, работающих в очень перспективных направлениях бизнеса и способных "выстрелить" при выходе на биржу, или вложения в какие-то бизнес-проекты, например в ту же реконструкцию парка Горького, которая в конечном результате может принести инвесторам ощутимую прибыль, приобретение бумаг какой-нибудь непубличной отечественной фирмы, но только с расчетом не на мгновенную прибыль, а на возможность заработать в перспективе, своего рода венчурное финансирование. "Задача SmartMarket как раз и состоит в том, чтобы дать предпринимателям площадку, где они смогут презентовать свои бизнес-проекты и привлечь под них финансирование", - поясняет Константин Шабалин.

"Да, бывает, что на $100 инвестиций получают $1000 прибыли. Например, это произошло с теми, кто инвестировал в Facebook на ранней стадии, но вероятность проиграть составляла 90-95%. Нужно понимать, что столь успешные проекты, как Facebook, возникают крайне редко. Такие вложения из разряда азартных игр, большинство из них неудачны", - рассуждает президент группы компаний "ЛАНИТ" Георгий Генс. Константин Шабалин полагает, что проект SmartMarket выйдет на нулевой уровень рентабельности уже в середине 2014 г.

Сейчас в реализации проекта заняты 15 человек, в перспективе штат планируется увеличить до 30. "Проект вполне может собрать один-два миллиона долларов. Жизнеспособным он окажется, если сможет приносить инвесторам прибыль или вообще хоть какую-то пользу, вроде скидок в упомянутом вами ресторане. Если создатели проекта не озаботятся тем, чтобы пользователи извлекали выгоды, а будут только совать им в нос инструкции: мол, вы знали, на что шли, то энтузиасты быстро закончатся", - подводит итог Леонид Делицын.

 






Автор: Максим Логвинов
Источник: журнал
Компания

29 Августа 2012 13:32
Версия для печати
поделиться...

Похожие материалы:

Стань успешным

инвестором

Рейтинг акций
Магнит8.84
Соллерс8.60
МТС8.58
АФК "Система"8.46
Армада8.38
М-Видео8.34
Лукойл8.32
МегаФон8.27
Рейтинг акций компаний